Лицензирование пассажирских перевозок — изменения в 2019 году

0
17


С любым годом движение автотранспорта становится более интенсивным, и в таких условиях возрастает и опасность возникновения аварийных ситуаций. Возросшее число произошедших в последнее время аварий с трагическими последствиями, связанных с автобусами, привело к необходимости усилить контроль над этой деятельностью. Одним из методов, устремлённых на повышение безопасности движения и снижение риска гибели людей, стало изменение правил лицензирования пассажирских транспортирований в 2019 г.

О лицензировании

Лицензия — это документ, дающий право на осуществление деятельности, которая попадает в разряд находящихся под особым контролем страной. В эту категорию попадают те производства, товары и услуги, которые могут принести существенный вред населению, природе, цивилизованному наследию при неправильной организации работы. Пассажирские перевозки находятся в зоне повышенного риска из-за множества многообразных  факторов, определяющих их безопасность. Сюда входят исправность транспортного средства, профессионализм и здоровье водителя, соблюдение им порядка работы и отдыха, строгое следование правилам дорожного движения и др.

На настоящее время главными законодательными актами, на основе каких производится лицензирование этих услуг, являются:

  • Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 17.06.2019г.) «О лицензировании отдельных обликов деятельности», ст.12, п.24;
  • Федеральный закон от 30.10.2018 № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в доли совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2019 года №195 «О лицензировании деятельности по транспортированиям пассажиров и иных лиц автобусами».

Как можно видеть по датам этих законодательных актов, в 2019 г. были внесены изменения в правила лицензирования для пассажирских транспортирований на автобусах с вместимостью более 8 человек.

Что изменилось в 2019

Наличие лицензии было обязательным в данной деятельности и ранее, но для кой-каких видов перевозок были сделаны исключения. Именно для них изменились правила внесением в категорию обязательного лицензирования:

  1. Автобусов, транспортирующих людей по заказам (фрахту). С этим автотранспортом чаще всего были связаны дорожные происшествия с тяжелыми последствиями. Отсутствие контроля степени квалификации водителей и соблюдения ими режима работы, недобросовестный осмотр техники и другие нарушения стали причиной массы аварий.
  2. Транспорта, осуществляющего развоз работников предприятий — так называемые перевозки для собственных нужд. Здесь также недостаточно контролировалось качество услуг при том, что эти автотранспорт перевозил людей по дорогам общего пользования.

Читайте также!  Компенсация при увольнении за неиспользованный отпуск в 2019 году

При этом и сейчас предусмотрены отдельный исключения. В настоящее время в соответствии с законодательством от получения лицензий освобождены:

  1. Перевозки, производимые в пределах территории предприятия без выезда на линии.
  2. Служебные автобусы, обеспечивающие деятельность силовых структур и ЧС, в том числе аварийно–спасательных служб, пожарных, скорой медицинской поддержки, полиции, военной автоинспекции, следственных органов СК РФ, федеральной и исполнительной власти и др.

Лицензия

Требования при получении лицензии

С учетом того, что лицензирование призвано гарантировать максимальную безопасность людей при перевозке, требования к лицензиату предъявляются следующие:


  1. Должен быть назначен ответственный работник за реализация безопасного дорожного движения, которому необходимо пройти аттестацию в соответствии со ст. 20 Федерального закона «О безопасности путевого движения». Если речь идет об индивидуальном предпринимателе, работающем самостоятельно, то и аттестоваться должен он сам.
  2. Предприятие обязано владеть лицензированного медработника со средним специальным или высшим образованием, имеющего право на проведение дорейсового и послерейсового медицинского осмотра. Если такого в штате нет, то требуется заточение договора с медицинским учреждением, получившим лицензию на такой вид деятельности.
  3. Иметь зарегистрированный автотранспорт, находящийся в собственности соискателя лицензии или относящийся ему на других правах (аренда, лизинг), подтвержденных соответствующими правоустанавливающими документами.
  4. Укомплектовать штат водителями, обладающими необходимой квалификацией, миновавшими медицинское освидетельствование и имеющими стаж, предусмотренный правилами.
  5. Обладать собственными возможностями обеспечить надежный контроль технического состояния автобусов или заключить соглашение на такое обслуживание с соответствующей профильной компанией.
  6. Оборудовать используемый транспорт до 1 ноября тахографами (приборами, регистрирующими выполнение водителем порядка труда и отдыха).

Как получить

Для прохождения процедуры лицензирования заявителю необходимо собрать пакет документов, куда взойдут:

  1. Заявление о предоставлении лицензии на перевозку пассажиров. Образцы для юридических лиц и ИП представлены ниже.ЗаявлениеЗаявление 2Заявление 3Заявление 4
  2. Регистрационные и правоустанавливающие документы для ООО или ИП.
  3. Подтверждение присутствия автотранспорта на праве собственности или договор аренды (лизинга, дарения).
  4. Сведения об имеющейся производственной базе, способной гарантировать надлежащее техническое обслуживание и контроль состояния транспортных средств либо договор с предприятием, оказывающим такие услуги.
  5. Подтверждение обеспечения необходимого медицинского предрейсового и послерейсового контроля водителей мочами предприятия, если в штате предусмотрен лицензированный медработник. Если такового нет, то договор с имеющим необходимые разрешения на проведение этих осмотров медицинским учреждением.
  6. Распоряжение о назначении ответственного за безопасность дорожного движения работника, имеющего свидетельство о полученной соответствующей подготовке. Для индивидуального предпринимателя, трудящегося самостоятельно, достаточно подтверждения прохождения обучения.
  7. Сведения о наемных работниках, оформленных в качестве водителей (трудовые соглашения, копии водительских удостоверений, данные о здоровье).
  8. Копии свидетельств о постановке на регистрацию каждого из лицензируемых автобусов.
  9. Квитанция об оплате государственной пошлины.

ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛИЦЕНЗИИ

Декламируйте также!  Отчет о прибылях и убытках: Форма 2 бухгалтерской отчетности

После сбора всех необходимых документов составляется их опись, и все направляется на рассмотрение в региональное филиал Ространснадзора (Федеральная служба по надзору в сфере транспорта). Документы могут предоставляться:

  • непосредственно заявителем при личном визите;
  • в виде заказного письма.

На рассмотрение поданного заявления отводится от 30 до 45 дней, после чего заявитель получает уведомление о времени выдачи лицензии или письмо о причинах отказа. Ими могут стать, прежде всего, недостоверные или неподтвержденные эти по любому пункту из предоставляемых сведений.

Стоимость получения лицензии составит:

  • для оформляющих впервые ― 7500 рублей;
  • при замене имеющейся на новоиспеченную – 750 рублей.

Ответственность за отсутствие лицензии

Для предприятий и ИП, осуществляющих нелегальные пассажирские перевозки, предусматриваются административные кары в виде штрафа (ст. 4.1.2 КоАП):

  1. Для должностного лица организации, допустившей нарушение и водителя, ― 50 000 руб.
  2. Индивидуальному предпринимателю ― 100 000 руб.
  3. Юридическому лику ― 400 000 руб.

Повторное нарушение может привести к увеличению суммы штрафов. Кроме этого, возможна конфискация транспортного оружия, на котором производились незаконные перевозки. Для злостных нарушителей наказанием может стать приостановка деятельности на срок до 90 дней.

[embedded content]