Изменения в Градостроительном кодексе: закон об изъятии земли

0
577


Аграрные споры возникают по всей стране с незавидной регулярностью. Это касается и точечных застроек во дворах, сноса добротных домов, торговли территорий с жилыми постройками. Такое положение дел не может не волновать собственников недвижимости, рассчитывающих на то, что «мой дом ― моя крепость». Поэтому новоиспеченные изменения в Градостроительный кодекс, внесенные Правительством в начале июля 2018 года как Законопроект № 503785-7, стали объектом обсуждения общественности.

Законопроект № 503785-7

Проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в доли совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории, а также отношений по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд)» к натуральному времени прошел  рассмотрение Советом Государственной Думы и принят в первом чтении с поправками, которые должны быть привнесены до 5 декабря 2018 года.

В законопроекте вводится понятие «комплексного развития территорий». Целью такого развития является:

«…вовлечение в градостроительную деятельность «депрессивных» площадок муниципальных образований. К таким территориям зачастую относятся неиспользуемые или неэффективно используемые территории, порядочная часть которых занята самовольными постройками, и т.д. Наличие таких территорий в границах муниципальных образований, в большей степени размещённых в центральных районах, не может не вызывать обеспокоенность как местного населения, так и органов местного самоуправления.» (Пояснительная записка).

Для достижений поставленных мишеней законопроект вносит следующие дополнения и изменения:

  1. Уточняется порядок установления границ муниципальных образований.
  2. Предлагается распорядок включения в границы населенных пунктов территорий комплексного развития.
  3. Определяется порядок определения выдачи градостроительных планов для территорий развития.
  4. Распорядок изъятия земель для комплексного развития территорий.
  5. Предлагает внесение изменений в Земельный кодекс в части изъятия аграрных участков по решению муниципальных органов при обоснованном решении по комплексному развитию данных участков.

Спорные положения

Еще в ходе обсуждения законопроекта пункт по изъятию аграрных участков по решению органов местного самоуправления, даже при наличии застройки жилыми домами, не признанными аварийными, и потребовал вопросы у некоторых депутатов. В своем выступлении Председатель Комиссии ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская произнесла:

«Уважаемые коллеги, я хочу обратить внимание на норму, которая как бы не конкретизирована: комплексное развитие территории – что там? А если там жилищный фонд? Дома на этой территории не признаны аварийными, но бедствуют в капитальном ремонте. Мы что, тоже будем изымать у собственников эти жилые помещения? И не вступает ли это в противоречие как с Конституцией Российской Федерации, так и с законом, какой посвящен реновации жилищного фонда, принятым уже для Москвы?

У меня очень большие сомнения на этот счет есть. Потому что, как вы ведаете, изъятие собственности – это исключительная ситуация. Это написано в том же Земельном кодексе. Когда речь идет об аварийном жилищном фонде – это удобопонятно. Граждане не справляются с этой ситуацией, они ничего не могут сделать с этим аварийным жильем, происходит процедура изъятия. Но когда выговор идет о других объектах жилищного фонда, где живут граждане, собственники жилых помещений, мне представляется, что это совершенно недопустимая ситуация».

Предложения изменить Аграрный кодекс, в котором оговаривается возможность изъятия земли только для государственных нужд, и позволить решать вопрос изъятия органам здешнего самоуправления без какого-либо учета в принятии решений мнения жителей, проживающих на таких участках, обеспокоила и стала объектом обсуждения.

Читайте также!  Рейтинг самых богатых стран мира

Большую озабоченность вызывает  обоснование изъятия участков и сноса жилых домов по вину несоответствия более 50% ПЗЗ (Правила землепользования и застройки), которые разрабатываются самими органами местного самоуправления и не имеют конкретных параметров в законопроекте.

Дополнение к пункту 3 ст.46: «… на каких расположены объекты капитального строительства, виды разрешенного использования и (или) параметры которых не соответствуют видам разрешенного использования объектов капитального стройки и (или) предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки и (или) федеральными законами…».


Таким манером, под несоответствие можно подвести любое строение — для этого надо просто изменить правила. По мнению граждан, подобное поза может привести к возникновению коррупционных схем при недобросовестности чиновников и заинтересованности застройщиков в земельных участках, расположенных в середине населенных пунктов. По мнению юристов, ПЗЗ должны составляться в соответствии с Генпланом развития, а не являться «резиновой» нормой, подстраиваемой под нужды чиновников и застройщиков.

Не меньшую обеспокоенность возбуждает обстоятельство, что участие жителей изымаемых домов сводится только к возможности обращения в судебные органы. То есть законопроект предусматривает:

«При этом с мишенью обеспечения конституционных прав граждан и юридических лиц на судебную защиту законопроектом исключаются требование о немедленном исполнении решений корабля об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории по инициативе органов здешнего самоуправления» (Пояснительная записка к законопроекту).

По словам юристов, статистика обращения в судебные органы по поводу изъятия недвижимости  демонстрирует, что большая часть таких споров решается в пользу властей.

Что происходит в Кунцево

Ярким примером последних дней конфликта обитателей многоквартирных домов и застройщиков стал московский район Кунцево. Здесь предполагается снос 37 домов трех и пяти этажей, чтобы на их пункте построить жилой дом в 26 этажей. Жителям сносимых домов предоставляются квартиры в возводимом доме. При этом дома, назначенные под снос, по словам жителей и муниципального депутата округа, имеют износ 30% и не могут быть признаны обветшалыми или аварийными. Решение о сносе не попадает по программу реновации, а было инициировано еще при правительстве Лужкова.

Читайте также!  Расторжение трудового соглашения по инициативе работника

В прошлом году группа жителей подала коллективный иск в суд против решения о сносе домов. Суд отверг иск на основании того, что земля под застройку не принадлежит жителям. После чего жители обратились в Верховный суд, который 22 ноября 2018 года покинул решение Мосгорсуда без изменений.

Противостояние сторон не ограничилось только судебными исками. Жители района организовали палаточный стан, чтобы не допустить застройщиков на площадку.  Но сотрудники частного охранного агентства, привлеченные застройщиком, при поддержке полиции рассеяли протестующих.

Этот пример наглядно показывает, что опротестовать снос домов и сейчас, до принятия предлагаемого законопроекта, не удается. Принятие внесенных законопроектом изменений может повергнуть к возникновению подобных конфликтов повсеместно.

[embedded content]