Нынешний мир постоянно обновляет сферы деятельности, изменяя существующие направления и развивая новые течения. Регулярно появляются инновационные облики бизнеса, предлагающие клиентам свои услуги. Один из них уже набирает популярность и становится всё более востребованным — кейтеринг. Это ресторан с доставкой на дом или «социальная столовая» на свежем воздухе. Подробнее о работе кулинарной команды и мероприятиях, на которые она выезжает, мы поговорим в этой статье.
Кейтеринг как сфера деятельности
Прежде чем понимать, что такое кейтеринг, следует узнать, откуда взялось само слово. Понятие произошло от английского «catering», что буквально переводится как «социальное питание». Действительно, функции агентства по кейтерингу полностью оправдывают своё название.
Почти каждый из нас видел шикарные свадьбы на сберегаю океана, корпоративы в лесу или фуршеты на скачках. Наверняка кому-то даже довелось побывать там. Так вот, приготовление угощений, сервировка столов, оформление территории и учтивое обслуживание – дело рук фирмы по кейтерингу. Персонал должен не только подготовить обстановку и угощения, но и следить за столами на протяжении итого мероприятия: убирать использованную посуду, приносить недостающие блюда, наполнять бокалы напитками. По окончании праздника в их долги входит уборка территории.
Казалось бы, виновники торжества или участники мероприятия сами могут накрыть для себя стол, ведь ранее так и было. Но это отнимает много времени и сил. По окончании приготовлений сил на празднование и отдых уже не остаётся. К тому же всегда есть риск что-то позабыть или не учесть. Вероятно по этой причине появился кейтеринг. Не только спрос рождает предложение, но и наоборот. Так новая сфера услуг неплохо прижилась в России.
Несмотря на то, что основной упор в таком бизнесе делается на удовлетворение кулинарных притязаний у заказчиков и их гостей, тем не немного, в процессе развития данного направления важной составляющей стала и развлекательная часть банкета. Всё чаще можно повстречать фирмы, предлагающие своих аниматоров и ведущих. Команда профессионалов состоит из поваров, официантов, организаторов, водителей и прочих помощников (мойщиков посуды, монтажников декоративных конструкций).
Компания может трудиться как самостоятельно, независимо, так и являться частью коллектива в ресторане или кафе. Надо сказать, что далеко не все места общественного столы предоставляют услуги по выездной трапезе. Причиной тому является необходимость иметь в арсенале специальное оборудование. Так, переносную плиту или духовую печь, электрические приборы. Кроме того, при отправке команды на мероприятие важно ведать точное количество гостей, чтобы прихватить с собой всё необходимое: посуду, столы, стулья и прочие атрибуты. Ведь возможности раздобыть запасной набор тарелок на стационарной кухне уже не будет.
Кейтеринговые компании активно сотрудничают с поставщиками пищевой продукции. От эффективности их взаимодействия во многом зависит успех предприятия. Значительно, чтобы еда была свежей и привезённой вовремя в полном объёме. Нарушения этих условий грозит ухудшением славы и резким понижением рейтинга фирмы среди конкурентов. Поэтому если вы хотите заняться подобным бизнесом, тщательно подходите к выбору партнёров.
История возникновения
Почитается, что кейтеринг зародился во Франции в XVII веке. Жан-Франсуа Ватель служил при дворе Людовика XIV и занимался преимущественно организацией пиршеств короля. Он не выделялся особыми кулинарными способностями, но был мастером в подготовке банкетов и балов, превращая мероприятия в шикарные развлекательные программы. Ватель звал актеров, писателей и магов, зажигал фейерверки и ставил театральные постановки. Любой званый обед во дворе, в лесу или на охоте становился ослепительным представлением. Его талант до сих пор упоминают в лекциях школы рестораторов.
Затем идею выездной кухни перехватили американцы. В XX столетье активно строились их всемирно известные высотки. Сроки возведения зданий были настолько коротки, что руководство не желало тратить время на обеды трудящихся. Тогда было принято решение доставлять им еду на этажи.
Европейцы также будет скоро позаимствовали такую форму общественного питания. В России же кейтеринг появился в 1993 году. Сначала лишь в Москве и Санкт-Петербурге. В провинциальных городах о новом виде услуги узнали в 2000 году.
Виды
В связи с вящим разнообразием мероприятий и развитием данной сферы кейтеринг стали подразделять на множество типов. Каждый из них имеет свою территориальную ориентированность, особенности меню и конфигурацию проведения банкета.
Читайте также! Местные налоги — что это и к чему относится?
В помещении
Такие застолья могут быть организованы как самостоятельными компаниями, так и персоналом работающего ресторана. В любом случае рабочей команде необходимо приехать на место торжества, которое выбрал заказчик.
Если выговор идёт о разовом празднике, например, корпоративе, то условия проведения мероприятия детально оговариваются. Фирме по кейтерингу значительно знать, имеется ли в здании кухонное оборудование (холодильник, посудомоечная машина, плита и т.д.). Если нет, значит необходимо привезти все недостающие предметы с собой. Не менее важно наличие дополнительных помещений для приготовления блюд и хранения провизии.
Если же организация желает заказать каждодневные обеды своим сотрудникам, то в данном случае за первые дни обслуживания можно сориентироваться в наличии и нехватке определенного инвентаря. В дальнейшем процесс ставится «на поток» и не возбуждает трудностей у поваров.
Возможен и другой вариант постоянной работы на предприятии – доставка уже готовых упакованных обедов в назначенный час. Это спокойно и заказчику, и обслуживающему персоналу.
На открытом воздухе
Данный тип кейтеринга подходит для проведения банкетов с большим количеством гостей (от 200 человек). Основное, что персоналу нужно узнать, – это вид мероприятия (день рождения, бракосочетание и т.п.) и точное или ожидаемое количество гостей. Дальше оговаривается место, меню, винная карта, развлекательная программа (если компания-исполнитель предоставляет эти услуги).
Обычно праздники под отворённым небом проводятся в лесу, на турбазах, кемпингах, частных имениях. Отдых на свежем воздухе позволяет заказчику сэкономить на аренде помещения. Особенно живы подобные торжества в летнее время.
Существует несколько форм обслуживания и дегустации блюд. Большой популярностью пользуются шведский стол и фуршет. Первоначальный вариант позволяет попробовать всю представленные кулинарные шедевры в неограниченном количестве. При этом столы с едой и столы для её употребления есть на расстоянии. А второй представляет собой легкие перекусы в сочетании с алкогольными и безалкогольными напитками. Оба типа застолий предполагают активность гостей – они сами подходят к столу и хватают всё, что им нужно, а затем гуляют по территории и общаются. Шведский стол допускает наличие сидячих мест, столов и стульев. А фуршет – это ужин «на ногах».
Такие мероприятия, не отягощенные излишним официозом и напыщенностью, допускают использование качественной одноразовой посуды, что весьма выручает при сжатых сроках на подготовку праздника.
Розничный
Представляет собой продажу «быстрой еды» на общественных мероприятиях: спортивных состязаниях, концертах, выборах, фестивалях. Пища упаковывается и реализуется в киосках, минимаркетах и других торговых точках. Обычно готовой едой являются пирожки, салаты и вторые блюда в отдельных контейнерах, а также безалкогольные напитки (так, чай или кофе).
В дополнение к домашней кухне продавцы реализуют штучный товар, купленный в обычном магазине, но продаваемый с наценкой (сок, лимонад, шоколадки, печенье, мороженое, чипсы).
Социальный
Кейтеринг проводится на территории заказчика с использованием его продуктов и оборудования. Также после проведения социального кейтеринга персонал должен целиком убрать помещение от мусора и прочих следов прошедшего праздника.
Поскольку в данном случае используется территория заказчика, то такая конфигурация кейтеринга считается бюджетной. А потому чаще всего проводится для небольших групп людей (корпоративов при маленьком штате сотрудников, семейных триумфов в узком кругу).
Офисный
Подобные услуги выездных обедов очень востребованы на крупных предприятиях больших городов. Это как раз тот случай, о каком говорилось выше (кейтеринг в помещении). Такая форма сотрудничества является удобной для заказчика и выгодной для обслуживающего персонала. Первоначальный освобождает производственное помещение, исключив столовую, а также экономит средства на зарплатах штатных поваров. Вторые обеспечивают себе стабильную труд и доходы, поскольку этот вид сотрудничества обычно осуществляется на постоянной основе.
Исполнитель готовит еду на собственной территории и привозит обеды в назначенный час. Но компания по кейтерингу должна предоставлять свежую и качественную еду, устанавливая на неё приемлемую стоимость.
Кальянный
Несмотря на то, что продуктом в данном случае является не еда, а табачные изделия, принцип осуществления услуги тот же – доставка табака, ароматических добавок и особого оборудования в любое место. Например, можно заказать кальян домой или в сауну. Сотрудник компании привезёт всё необходимое и в течение оговорённого поре будет находится с заказчиком, чтобы настраивать кальян: добавлять угли, менять наполнение, раздувать угли.
Декламируйте также! Малый бизнес — идеи производства на дому
Уже несколько лет такой кейтеринг набирает обороты и становится популярным среди молодежи и людей посредственного возраста. Однако перед тем, как выезжать на заказ, сотрудникам компании необходимо узнать возраст отдыхающих, поскольку торговля табачной продукции лицам до 18 лет на территории России запрещена.
Выездной бар
Также популярен среди компаний, предпочитающих шумные вечеринки. Этот кейтеринг можно заказать на корпоратив в помещении или на частное триумф под открытым небом. Он подразумевает большое количество алкогольных и безалкогольных напитков с легкими закусками. Исполнители привозят с собой профессиональное оборудование для труды и демонстрации трюков, таких, например, как флейринг (жонглирование бутылками). Бармены развлекают гостей ярким шоу с приготовлением оригинальных коктейлей и фрэшей, а также их последующей дегустацией участниками мероприятия.
VIP-кейтеринг
Его ещё именуют концертным, потому что зачастую он заказывается известными персонами: артистами, спортсменами, политиками. Такие выездные обеды подвергаются положительным требованиям относительно меню и сопутствующего сервиса. Все нюансы кейтеринга прописываются в райдере знаменитости. Графики заказчиков различные, поэтому одному необходим готовый завтрак домой к 8.00, другому нужно пообедать перед концертом в гримерке, а третьему вытекает доставить ужин в гостиничный номер. Иногда публичные люди берут обслуживающий персонал с собой в путешествия или на гастроли.
К оказанию VIP-услуг привлекаются самые высококлассные кока и официанты. Звёзды очень капризны, поэтому необходимо учитывать все их пожелания и нюансы, например, режим дня или диету. Но оплата услуг состоятельными заказчиками на распорядок выше, чем у среднестатистических клиентов.
Детский
Торжественное проведение детских дней рождения сейчас на пике популярности. Красочное оформление, многообразие игрушек, облака из воздушных шаров и, разумеется, угощения. Большинство компаний по организации праздников включают в себя и кейтеринг, поскольку родителям удобнее заказать всё в одном пункте.
Еда на столах представляет собой преимущественно сладости и вкусные напитки. Большое значение в данном случае имеет внешний вид пирожных, тортов, конфет и прочих лакомств. Потому к работе привлекаются лучшие кондитеры и пекари.
Игры и забавы для ребят составляют важную часть мероприятия. Нередко проводятся особые занятия, обучающие их приготовлению выпечки или домашнего мороженого. Дети охотно участвуют в такой игре и вместе с тем пробуют то, что приготовили.
В самолете и на пароходе
Бортовое сервис проводится по заказу авиакомпании или управлением водного транспорта. Сотрудничество имеет долгосрочный период. Заказчик должен предоставить исполнителям все необходимые помещения, оборудование и провизию. При этом весьма важно, чтобы порции всех людей были абсолютно одинаковыми по объёму. Даже фрукты нужно подбирать идентичного размера. Ведь пассажиры сидят вблизи друг к другу и видят еду соседа.
Один заказ кейтеринга может классифицироваться по-разному и включать в себя разом несколько типов обслуживания. Например, юбилей, проводимый с близкими людьми на природе в виде фуршета с алкоголем. Это и социальный, и барный кейтеринг вне помещения. Сочетания обликов могут быть самыми разнообразными. Всё зависит от пожеланий заказчика.
Стоимость услуг
Наверняка каждый хочет воспользоваться услугами кейтеринга. Но прежде чем это сделать, вытекает узнать стоимость такого удовольствия.
Абсолютно точно сказать, сколько стоит подобная организация праздника, будет сложно. Ведь цена зависит от множества факторов:
- типа мероприятия;
- количества человек на торжестве;
- формы застолья;
- длительности праздника;
- региона проведения;
- стоимости аренды помещения (в отдельных случаях);
- меню и напитков;
- развлечений.
Но ориентировочную стоимость установить всё же можно. На одного человека расценки следующие:
- банкет – от 2500 до 5000 руб.;
- стол-фуршет – от 1500 до 3000 руб.;
- выездной бар – от 800 до 2000 руб.;
- ребяческий праздник – от 1500 до 3500 руб.;
- кальян – от 800 до 2000 руб.;
- обеды в офис – от 150 до 500 руб.
В настоящее время кейтеринговые компании есть утилитарны во всех регионах с большой численностью населения. Уточните цены на услуги в фирме вашего города. А если желаете сами отворить бизнес по кейтерингу, то посмотрите видео, в котором найдёте множество советов.
[embedded content]