6 февраля 2019 года Президентом Российской Федерации в Кремле был подмахнут Федеральный закон №8 ФЗ, принятый Государственной думой 22 января и одобренный Советом Федерации в конце января 2019 года. Новоиспеченный Федеральный закон о гражданах, не состоящих на воинском учете, вступает в силу с 17 февраля 2019 года и вносит очередные исправления в действующее законодательство, в частности в 53 Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».
Изменения касаются трех статей работающего закона и носят характер дополнений новыми абзацами и замены принципиально значимых словообразований. В целом коррективы продиктованы нуждой борьбы с уклонистами, использующими уязвимости несовершенства требований к руководителям предприятий и иным работодателям по своевременному информированию военкоматов о присутствии в штате организации лиц призывного возраста, не стоящих на воинском учете.
Направление сведений
Первое изменение касается 1–го пункта четвертой статьи 53 ФЗ. Она регламентирует долги работодателя по взаимному сотрудничеству с военными комиссариатами административного округа. Ранее статья состояла из трех абзацев, спрашивающих от руководителей структурных организаций:
- Своевременно сообщать сотрудникам, входящим в штат предприятия, о поступивших вызовах или повестках для прибытия в военкомат.
- В случае поступления вызовов (повесток) в непременном порядке предоставлять штатным сотрудникам время для посещения военкоматов по месту прописки без отрыва от производства.
- По требованию военкоматов в течение двух недель сообщать необходимые эти для уточнения документации воинского учета, касающиеся сотрудников организации, состоящих либо не состоящих, но подлежащих учету.
В новоиспеченной редакции закона прибавились два дополнительных абзаца:
- В случае самостоятельного выявления сотрудников, не предоставивших информацию о себе в учетные списки военкоматов, но в соответствии с заявками действующего законодательства обязанных это сделать, руководители учреждений и их структурных подразделений обязаны в течение 14 рабочих дней (слово «по запросу» выключено) уведомлять о данном факте военкомат по месту приписки.
- При выявлении в списочном составе предприятия сотрудников, подлежащих непременной постановке на учет как военнообязанных, но уклоняющихся от постановки или не состоящих в связи с объективными причинами, руководители структурных подразделений в дополнение к предоставлению возможности побывать местный военкомат самостоятельно вручают подобным сотрудникам направление.
Читайте также! Земельный налог для физических лиц — кто должен его платить?
Постановка на воинский учет
В 53 Федеральном законе распорядок постановки на воинский учет регламентирован восьмой статьей, состоящей из тридцати двух абзацев. В новой редакции закона статья дополнена двумя абзацами, устраняющими основную уязвимость в уклонении от постановки на воинский учет линией проживания и трудоустройства в регионах, отличных от места прописки:
- Первый пункт восьмой статьи дополнен абзацем, кормящим информацию об обязанности всех лиц вставать на воинский учет по месту фактического пребывания или проживания вне зависимости от наличия/отсутствия прописки (регистрации). Одновременно дополненная статья обязывает военные комиссариаты принимать к регистрации лиц без прописки: «Отсутствие жилищной прописки по пункту фактического пребывания резидента не является достаточной причиной для отказа в принятии к учету в военном комиссариате».
- Третий абзац восьмой статьи в новоиспеченной редакции закона обязывает военные комиссариаты принимать к учету лиц призывной категории по их фактическому местонахождению без учета присутствия/отсутствия регистрации. С 17 февраля 2019 года воинский учет таких граждан реализуется по адресным этим, указываемым самим человеком в качестве своего фактического местонахождения (проживания или прохождения обучения). Учету подлежат, в том числе, и лики, находящиеся в регионе на временной основе без регистрации, но более трех месяцев.
- Девятнадцатый абзац 1-го пункта 8-й статьи изменен в доли, касающейся прав администрации сельских поселений и органов местного самоуправления городских округов по всестороннему обеспечению и содействию постановке на учет в военкоматах, корректировке документации учета граждан при их переездах, смене пункты жительства или учебы. Ранее абзац предусматривал аналогичные действия только в отношении административных границ муниципальных образований.
- В пункте 4-м восьмой статьи новоиспеченной редакцией закона уточнен перечень обязательных сведений в документах первичного воинского учета. В частности раздел этих о месте пребывания заменен сведениями о фактическом (в том числе и не подтвержденным регистрационными данными) месте нахождения.
- Седьмой абзац, определяющий директива в первичных документах воинского учета места работы гражданина, дополнен необходимостью отражения места его учебы (при прохождении обучения очной конфигурации).
Читайте также! Срочный трудовой договор в 2019 году: заключение и расторжение
Обязанности граждан
Изменения коснулись и собственной ответственности лиц призывного возраста по самостоятельной (безнадзорной) приписке к военкомату в регионе текущего пребывания. Так, из 10-й статьи 53-го Федерального закона выключены правила регистрации военнообязанных лиц по месту проживания. Они заменены обязанностью гражданина самостоятельно вставать на учет в военкомате в том пункте, где он в конкретный момент времени находится и планирует находиться сроком более девяноста суток, вне зависимости от цели пребывания и присутствия регистрации в соответствии со вторым пунктом 8-й статьи вновь принятого закона.
В пятом абзаце в обязанности резидентов РФ вменено в течение двух недель в письменном облике уведомлять сотрудников военкомата обо всех изменениях, касающихся теперь и учебы гражданина (ранее только места трудоустройства, занимаемой места, текущего образования и семейного положения). Пункт о необходимости сообщения в военный комиссариат сведений о фактах смены пункты жительства в пределах границ муниципального образования исключен.
Ответственность должностных лиц
За непредставление достоверных сведений или несвоевременное их предоставление, отсутствие гражданина в пункте и дату, обозначенную в повестке, или неприбытие в военкомат для регистрации в военно-учетных документах, предусмотрена ответственность в соответствии с положениями работающего законодательства. В частности, согласно ст. 21.4 КоАП РФ предусмотрен штраф для руководителя или иного ответственного лица в размере от 300 р. до 1000 р.
Исключения составляют уважительные случаи или определенные в перечне, как признанные уважительными комиссионно. Законодательно к уважительным винам относятся:
- временная или полная утрата трудоспособности, явившаяся следствием получения тяжелой травмы или увечья;
- заболевание или тяжкое состояние гражданина или его ближайших родственников, определенных Уставом Вооруженных сил Российской Федерации;
- участие в траурных мероприятиях – похоронах лиц, являющихся по касательству к призывнику ближайшими родственниками;
- мероприятия, явившиеся следствием воздействия обстоятельств непреодолимой силы, – стихийные бедствия, эпидемии, и т.д.;
- другие условия, комиссионно признанные уважительными и имеющими под собой документально обоснованное подтверждение.