МОСКВА, 24 июн — ПРАЙМ. Россияне могут очутиться в ситуации, когда банк заблокировал счет клиента без объяснения причин. Как пояснил в беседе с агентством «Прайм» директор института комплаенса и этики бизнеса высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ Ирина Грекова, есть несколько ситуаций, когда кредитная организация не лишь вправе пойти на такой шаг, но и обязана провести блокировку.
Киберспециалист назвал признаки «опасного банкомата»
Стоит пояснить, что блокировка карты и блокировка счета в банке — это различные вещи. Если операции по карте можно заблокировать в случае подозрения на мошенничество, то счет в этой ситуации останется трудящимся. В ситуации, когда банк блокирует именно счет, клиент не может провести никаких действий с деньгами до выяснения обстоятельств и снятия блокировки.
Сообразно «антиотмывочному» закону ФЗ-115, банк обязан заблокировать денежные средства в случае получения сигнала из Росфинмониторинга. Есть несколько таких ситуаций:
- если клиент банка попал в перечень организаций и физлиц, в отношении которых есть сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
- если клиент подозревается в связи с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения;
- при присутствии принятого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) денежных оружий или иного имущества клиента.
В данном случае блокировку можно снять только устранив ее причину: обратиться в суд для исключения из показанных перечней. Если по счету клиента проходят сомнительные операции, то банк может провести комплекс мер по их прекращению. Отключить интернет-банк клиента или отказать в проведении операций.
«Так, в банк поступил звонок от лица, который сообщает, что по данному счету идет сбор средств для мошенников. Кредитная организация испытывает эту информацию и, если сомнения подтверждаются, операции по счету замораживаются», — отметила эксперт.
Для снятия блокировки клиенту придется обосновать экономический резон операции и предоставить иные запрашиваемые банком документы.
Помимо этого банк может приостановить нетипичную (потребовавшую подозрение) операцию и запросить устное подтверждение (например, по телефону) о том, что именно клиент ее проводил.
Собеседница агентства посоветовала осуществлять переводы, в том числе сквозь банк-клиент, проявляя разумную осмотрительность, внимательно относиться к предложениям оплатить услуги по номеру телефона, переводам денежек третьим лицам в счет услуги или товара.
Финансист объяснила, как банки пытаются нажиться на клиентах
«Есть ряд жульнических схем, когда клиенту приходят денежные средства, потом в рамках звонка его просят вернуть деньги по номеру карты или номеру телефона. В этой ситуации в непременном порядке денежные средства необходимо вернуть через банк на счет отправителя», — посоветовала она.
Можно рекомендовать осуществлять оплаты на основании соглашения, а сами документы и иные подтверждения — сохранять. Стоит помнить, что клиент банка может попасть в цепочку пересылки денежек для незаконных целей, тогда под риском оказывается сам клиент, заключила Грекова.