Начин эксплуатации любых основных средств производства связано с проверкой соответствия их заявленным техническим и эксплуатационным характеристикам. Подобный контроль проводится специально создаваемыми комиссиями. Документальным подтверждением произведенной проверки становится акт ввода оборудования в эксплуатацию с выводом о готовности к использованию, с директивой выявленных недостатков или несоответствия заявленным характеристикам.
Для чего составляется
Ведение бизнеса неразрывно связано с покупкой, арендой, ремонтом, модернизацией основных оружий, в число которых входят здания, сооружения, оборудование. Для каждого случая предусмотрена предварительная проверка исправного состояния, возможности неопасной эксплуатации, способности улучшить производственный процесс.
То есть при получении новых средств или модернизации, капитальном ремонте имеющихся необходимо ввести уровень их готовности к применению или степень изменения характеристик, чтобы это могло быть отражено на балансе.
Соответственно, составление акта ввода решает несколько задач:
- Ввести количественное и качественное соответствие заявленным изготовителем характеристикам, определить, насколько принимаемое оборудование готово к эксплуатации и способно изменить производственный процесс.
- Установить срок полезного использования. Такой срок устанавливается в зависимости от группы, к которой относятся основные средства, и воздействует на сумму амортизационных отчислений.
- Дата составления и подписания акта становится датой постановки оборудования на налоговый учет и основы отчислений на амортизацию.
- Гарантийный срок на вводимые в эксплуатацию средства также начинает отсчет с даты подписания акта.
Можно произнести, что данный документ подтверждает факт получения в пользование исправного оборудования, способного выдерживать все ожидаемые нагрузки в течение введённого срока. Принятое имущество передается на баланс предприятия, на него производятся амортизационные отчисления, его стоимость учитывается при дефиниции себестоимости продукции.
Комиссия по составлению акта
Процедура проведения проверки и оформления документов начинается с приказа руководства эксплуатирующей сторонки о вводе оборудования в строй. Состав комиссии определяется также руководителем предприятия, принимающего в эксплуатацию объекты. Если выговор идет о приеме по сделкам купли-продажи, аренды или ремонта, то процедура проводится с представительством обеих сторон договора, а акт оформляется как доля договора.
Читайте также! Понятие и учет коммерческих расходов
Председателем назначается представитель эксплуатирующей организации. В состав должны взойти специалисты, в ведение которых поступает оборудование, способные произвести всестороннюю проверку его эксплуатационных качеств. При необходимости в состав приглашаются представители надзорных органов, осуществляющих контроль неопасной эксплуатации высокотехнологичного оборудования (пожарная безопасность, установки с высоким давлением, электрооборудование повышенной мощности и др.).
Комиссией проверяется не лишь готовность принимаемого объекта, но и наличие всей необходимой технической документации, подготовленность персонала. При обнаружении дефектов, угрожающих безопасности труды, составляется дефектный акт. Ввод в эксплуатацию в таких случаях не разрешается. После устранения неисправностей производится повторная проверка. Если кто-либо из членов комиссии найдет значимые, на его взор, недостатки, но в целом оборудование будет признано работоспособным, то его собственное мнение отображается в акте.
Что должен содержать
Смысл документа обязывает его составителей соблюдать все необходимые правила в оформлении. Требования к акту установлены, как и к другим документам первичного учета, они приводятся в ст.9 закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». По введённым законом нормативам документ должен содержать:
- Название. Для конкретного случая это будет «Акт ввода в эксплуатацию оборудования».
- Дату и пункт составления.
- Наименование составляющего документ субъекта с необходимыми реквизитами.
- Оформляемый документом факт деятельности. В этой доли акта должно привести следующие сведения:
- состав комиссии с указанием ФИО, должности;
- номер приказа о создании комиссии;
- детальную информацию о вводимом оборудовании, в том числе наименование, производитель, заводской номер, технические характеристики и др.;
- указываются нормативные документы, на основании каких проводится проверка на соответствие принимаемого объекта эксплуатационным требованиям;
- сроки проверки;
- приводятся выводы о состоянии впрыскиваемого оборудования, наличии указанных производителем характеристик, возможности его безопасного использования;
- отмечаются обнаруженные дефекты или несоответствия техническим показателям и устанавливается возможность их исправления либо составляется дефектный акт;
- раздельно указывается соответствие соблюдению норм противопожарной, промышленной, технологической и экологической безопасности.
- При выполнении всех проверок, испытаний и вывода комиссии о готовности к эксплуатации принимаемого оборудования сведения об этом указываются в акте.
- Ставятся подписи всех членов комиссии.
Декламируйте также! Что такое валидация и как она применяется
Образец заполнения
Если содержание акта определено требованиями законодательно, то конфигурация его исполнения не регламентируется и может быть разработана предприятием самостоятельно с учетом особенностей вводимых основных средств. В качестве образца принимаются во внимание типовые формы, приведенные в части 1, ст.9 №402-ФЗ:
- при вводе отдельного объекта (исключая дома и сооружения) ― №ОС-1;
- здания и сооружения ― №ОС-1а;
- несколько объектов, объединенных в группу (исключая здания и сооружения) ― №ОС-1б.
Предлагаемые типовые конфигурации могут быть дополнены графами, содержащими важные для данного документа сведения:
- стоимость вводимого оборудования;
- дата ввода;
- срок здорового использования;
- категория амортизационных отчислений.
Либо на основании требований по содержанию предприятие может использовать другие облики актов. Примерный образец заполнения акта ввода в эксплуатацию приведен на рисунке.
Составляется акт в 3 экземплярах, два из которых получают сторонки приема-передачи, а один направляется в органы Росимущества. Дополнительно прикладываются инструкции по эксплуатации объектов, оборудования.