Упрощённая система налогообложения, или УСН, — особый налоговый режим, который освобождает от ряда налогов. Применять его могут ИП и организации, соответствующие указанным в НК РФ условиям. Министерство финансов подготовило законопроект, по какому с 2020 года должны измениться ставки и ограничения в применении УСН. Рассмотрим, что предлагают чиновники и как это отразится на предпринимателях.
Работающие правила
На сегодня применять УСН могут все хозяйствующие субъекты, соответствующие условиям:
- число работников не превышает 100 человек;
- доход — не немало 150 млн рублей в год;
- остаточная стоимость основных средств — не более 150 млн рублей;
- доля участия других компаний в уставном капитале не превышает 25%.
Если за 9 месяцев труды доходы компании не превысили 112,5 млн рублей, то она может подать уведомление в ФНС о переходе на УСН.
Есть ряд организаций, которые вообще не вправе применять УСН, так, банки, страховые компании, предприятия с филиалами, нотариусы, ломбарды.
УСН освобождает от уплаты следующих налогов:
Организации | ИП |
---|---|
Налог на барыш, кроме дохода от дивидендов и по долговым обязательствам | НДФЛ с предпринимательской деятельности |
Налог на имущество, кроме тех объектов, по каким в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость | Налог на имущество, которое используется в предпринимательской деятельности, кроме тех объектов, по каким в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость |
НДС | НДС, кроме НДС на импортируемые через таможню товары, по договорам несложного товарищества и доверительного управления имуществом |
Вместо них уплачивается единый налог в одном из двух вариантов на выбор:
- Система «Доход». Налогооблагаемая база — вся выручка от коммерческой деятельности. Ставка — 6%.
- Система «Доходы минус затраты». Налогооблагаемая база — прибыль, т. е. выручка, уменьшенная на величину расходов. Ставка — 15%.
Важно! Для системы «Доходы минус затраты» действует принцип минимальной ставки в 1%. Он означает, что если после расчётов сумма налога менее 1% от выручки, то в бюджет всё равновелико нужно уплатить 1%.
На региональном уровне ставки могут уменьшаться до 1% по системе «Доход» и до 5% по «Доходы минус затраты». Увеличивать налог регионы не имеют права.
Читайте также! КБК по налогу на прибыль организаций в 2019 году
Также до 2020 года работает право на налоговые каникулы, если оно установлено в регионе: первые 2 года деятельности впервые зарегистрированные ИП получают налоговую ставку 0%, если трудятся в производственной, социальной, научной сферах либо оказывают бытовые услуги.
Декларация по налогу подаётся раз в год не позднее 31 марта для организаций и 30 апреля для ИП.
Если доход превысил введённый лимит, то компания или ИП теряют право на применение УСН с начала того квартала, в котором произошло превышение. То же самое выходит при несоблюдении прочих условий применения УСН. Снова вернуться на спецрежим можно не ранее чем через год.
Планируемые изменения
Новоиспеченный законопроект предлагает не сразу лишать плательщика права на УСН, а предоставить ему некий переходный период, в котором будут работать повышенные ставки. Таким образом, если дальнейшего превышения происходить не будет, то компания будет продолжать трудиться по УСН. Лишать права применять режим будут только при существенных отклонениях.
Новые лимиты
В таблице приведены новоиспеченные лимиты по доходам и численности:
Лимиты | Ставки и режим |
---|---|
Доход не более 150 млн рублей + Численность персонала не немало 100 работников | 6% — «Доход» 15% — «Доходы минус расходы» |
Доход от 150 до 200 млн рублей + Численность от 100 до 130 работников | 8% — «Доход» 20% — «Доходы минус затраты» |
Доход свыше 200 млн рублей + Численность более 130 работников | Лишение права применять УСН |
Указанные лимиты могут индексироваться любой год, начиная с 2020.
В законопроекте разъясняется, как именно считать налоги в различных ситуациях:
- если произошло незначительное превышение лимита, то фактическое исчисление налога по повышенным ставкам выходит уже с того периода, когда это превышение возникло;
- если после превышения лимита показатели снова вернулись в норму, то пересчитать их по немало низким ставкам можно начиная с этого и в течение следующего налогового периода;
- авансовые платежи по УСН при превышении лимитов исчисляются по повышенным ставкам с этапа их возникновения;
- пересчёт производится ежеквартально и при превышении лимитов ставки сразу же повышаются, а вот вернуться к снова низким можно лишь в следующем году.
Важный момент! Изменения коснулись только лимитов по доходу и численности персонала, остальные ограничения продолжают работать.
Пока не ясно, будет ли предусмотрено право регионов уменьшать повышенные ставки. В текущем тексте законопроекта об этом ничего не произнесено.
Пример
Чтобы не запутаться в теории, приведём наглядный пример. В 2019 году компания являлась плательщиком УСН, система «Доход», и лимитов не превышала. Но 2020 год выпал удачным, и в 3-м квартале 2020 общая выручка нарастающим итогом с начала года составила 160 млн рублей.
По престарелым правилам компания тут же на год потеряла бы право использования УСН и ей бы пришлось рассчитывать и уплачивать все налоги.
Но по новым правилам с начала 3-го квартала 2020 года УСН будет исчисляться по ставке 8%, что итого на 2% выше. И при этом не придётся платить других налогов.
До конца 2020 года выручка не превысила 200 млн рублей. Авансовые платежи за 2021 год исчислялись по ставке 8%. Но в 2021 году доходы опять упали и составили всего 130 млн за год.
По старым правилам компания могла бы со следующего, 2022, года снова вернуться на УСН. Но по новоиспеченному законопроекту она имеет право пересчитать налоги уже за 2021 год по ставке 6%. Авансовые платежи за 2022 году также необходимо платить по ставке 6%.
При этом нет никакой бумажной волокиты из-за перехода с режима на режим.
Когда вступит в мочь
Законопроект выглядит разумным и может упростить работу малому и среднему бизнесу, снизить налоговую нагрузку. Всё это надлежит положительно сказаться на экономике.
Однако в данный момент это всего лишь проект, выставленный на обсуждение. Пока он даже не привнесён в Государственную Думу. Но при желании законодателей его вполне можно провести через все ступени власти и принять к 2020 году. Скорее итого, это и будет сделано, чтобы с начала нового года действовал уже обновлённый порядок.