Не вечно собственник имущества обладает возможностью и желанием использовать его в производственной или иной деятельности. Но несомненно, что оставлять его в бездействии нерационально. Для таких случаев предусматривается вариант передачи собственности в оперативное управление. Понятие это вошло в законодательство еще при советской власти как необходимость создания предприятий, использующих государственную собственность в государственных же заинтересованностях. С тех пор многое поменялось, но до сих пор оперативное управление остается актуальным и применимым в экономической действительности.
Определение в законодательстве
Понятие права оперативного управления собственностью возникло в начале прошлого века в СССР. Сформулировал его известный ученый Н. Венедиктов. Необходимость в нем возникла для организации труды государственных учреждений с использованием собственности государства. То есть, чтобы организовать работу предприятия, в его управление передавались дома, оборудование, денежные средства. В 1961 г. понятие оперативного управления имуществом вошло в законодательство как ограниченное вещное право. Вещное право в этой формулировке определяет, что имущество может использоваться с целью получения выгоды.
В ГК РФ порядок использования оперативного управления повергнут в ст. 296:
«1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим собственностью в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не введено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.»
Ст. 297 – 298 определяют порядок использования переданного в управление собственности казенными предприятиями, частными, автономными и бюджетными учреждениями. В ст. 299. приводятся правила приобретения и прекращения права оперативного управления.
В чем суть
Если отвлечься от юридических терминов и дефиниций, то под оперативным управлением понимается передача собственником имущества тем организациям, которые могут использовать его для получения определенной выгоды. Осуществляться это может как с коммерческими, так и некоммерческими мишенями. В зависимости от устава предприятия, получающего имущество в оперативное управление, и договора с собственником, получаемая прибыль может распределяться между собственником и управителями. При таком построении касательств имущество не передается в аренду и не становится собственностью управляющей компании, но она вправе использовать его для поставленных целей.
Самым типическим примером, пришедшим из советских еще времен, являются государственные медицинские, общеобразовательные учреждения, детские сады и спортивные комплексы. В оперативное управление всем этим организациям передается федеральная или муниципальная собственность для ведения их домовитой деятельности с правом собственника имущества определять вид деятельности и контролировать процесс использования имущества. То есть к разряду учреждений с оперативным управлением относятся все казенные и бюджетные учреждения, использующие государственное собственность для выполнения поставленных государственными или муниципальными властями задач в области образовательной, культурной, социальной, экономической, медицинской, спортивной и иных видов деятельности.
Читайте также! Новый отчет в Роструд для работодателей (письмо №858-ПР)
В качестве субъектов оперативного права могут выступать необыкновенно юридические лица, такие как:
- Казенные учреждения и предприятия.
- Автономное учреждение.
- Бюджетное учреждение.
- Частное учреждение.
Объектом оперативного управления является передаваемое собственность.
Виды передаваемого имущества
В оперативное управление, чаще всего, передается недвижимое имущество. Это могут быть дома, предприятия, комплексы. Для осуществления запланированной деятельности передаваемые предприятия могут быть уже оснащены необходимым оборудованием, инвентарем. В качестве собственности могут выступать и денежные средства, передаваемые с целью обеспечения основной деятельности предприятия, в том числе и покупки необходимых материалов, оборудования, выплаты заработной платы и т. д.
При передаче в оперативное управление вводится понятие «особо ценного движимого собственности». Конкретизировать, что входит в его список, имеют право федеральные и муниципальные органы, в чьей собственности данное имущество есть. Прежде всего, к данной категории относят движимое имущество, призванное обеспечить производственный процесс предприятия.
Права и ответственность сторонок
При передаче имущества в оперативное управление основные права остаются за собственником имущества:
- Устанавливать цели и задачи основываемого предприятия (учреждения), назначать руководство.
- Решать вопрос распределения прибыли, получаемой от основной и коммерческой деятельности.
- Изымать собственность в случае его неиспользования или использования не по назначению.
- Вводить ограничения в права субъекта по оперативному управлению.
- Составлять смету на расходование выдаваемых предприятию денежных оружий.
При этом собственник не вправе изымать переданное имущество, используемое для организации основной деятельности предприятия. Он несет субсидиарную ответственность в случае, если у субъекта очутится недостаточно средств и имущества для исполнения имеющихся обязательств и погашения задолженности.
Субъект оперативного управления имеет право на:
- Использование переданного собственности для выполнения поставленных задач.
- Составление оперативных планов и осуществление оперативного управления при выполнении основной деятельности предприятия.
- Реализация коммерческой деятельности, если это не противоречит уставу предприятия и существующему законодательству.
- Получение части прибыли от коммерческой деятельности и возможность распоряжаться ей по своему усмотрению.
- Решать проблемы реализации произведенной продукции.
- Получать право на собственность, купленную за счет получаемой доли прибыли.
Читайте также! КБК госпошлина и что она значит?
Субъект не имеет право:
- Отчуждать или передавать право собственности на собственность, находящееся в оперативном управлении, либо приобретенное на средства собственника для выполнения основной деятельности.
- Расходовать выделенные собственником оружия вне утвержденной сметы.
- Решать вопрос о нецелевом использовании переданного имущества.
Самостоятельная ответственность субъекта по обязательствам ограничена имеющимися у него собственностью и денежными средствами.
Процесс передачи и прекращения права
Возникновение и прекращение права оперативного управления имуществом регламентируется ст.299 ГК РФ, в каком говорится, что оно происходит при передаче указанного имущества, если нет дополнительных условий, установленных правовыми актами или решением собственника.
Оформляется право оперативного управления составлением соглашения. В нем указываются основные параметры передаваемого имущества, его стоимость, условия использования, срок действия договора и условия досрочного расторжения. Непременным приложением к договору является акт приема-передачи имущества. При передаче недвижимости прилагается план здания в целом или передаваемой доли.
При передаче в оперативное управление недвижимости в обязательном порядке проводится регистрация права по совершаемой сделке в Росреестре. При подаче заявки в ЕГРП необходимо представить документы, подтверждающие право собственности и основание для его передачи. Основанием в этом случае является договор, оформленный и подписанный сторонами по существующим правовым нормам. На его основании регистрируемое имущество вносится в Целый реестр и выдается свидетельство регистрации. Полученный документ позволяет поставить недвижимость на баланс предприятия и производить амортизационные отчисления.
Скачать соглашение на право оперативного управления имуществом.
Прекращение действия договора на оперативное управление имуществом происходит в соответствие со ст. 299 ГК РФ и иными правовыми актами, при истечении срока действия договора, а также по решению собственника и условиям досрочного расторжения соглашения. Гражданским кодексом РФ в ст.300 предусмотрено, что при переходе права собственности на государственное или муниципальное имущество, находящееся в оперативном управлении, к иному государственному или муниципальному собственнику, действие договора оперативного управления не прекращается, а сохраняется за предприятием до истечения срока соглашения либо его досрочного расторжения.
[embedded content]