Реформа ОМС может ударить по конкуренции и качеству услуг

0
148

МОСКВА, 10 окт — ПРАЙМ. Изменения в систему непременного медицинского страхования (ОМС), предлагаемые в новом законопроекте, неоднозначны: они помогут высвободить средства для бюджета, но при этом нанести ущерб конкуренции и качеству предоставляемых услуг, заявили РИА Новинки уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов и общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере медицины Андрей Яновский.

«Обсуждаемый законопроект показался как реакция на нынешнюю эпидемиологическую ситуацию и направлен на то, чтобы любыми способами ликвидировать недофинансированность государственного здравоохранения в нашей краю», — объясняет Титов, при этом выражая сомнение, что проект положительно скажется на развитии конкуренции и повышении качества оказываемых услуг.

Опасения по предлогу реорганизации сложившейся системы ОМС ранее высказывал глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. Он направил послание президенту России Владимиру Путину, в котором попросил обсудить изменения, поскольку союз уверен, что реформа повергнет к деорганизации здравоохранения.

СУТЬ РЕФОРМЫ

Проект о внесении изменения в закон об ОМС был внесен в Госдуму 30 сентября. В частности, проект передает Федеральному фонду непременного медицинского страхования (ФФОМС) полномочия страховщиков по организации медицинской помощи, оказываемой федеральными медорганизациями. В настоящий момент страховые компании следят за качеством оказания медицинской поддержки, но если законопроект будет принят, федеральные медучреждения будут отчитываться только перед ФФОМС, что лишит систему самостоятельного звена контроля.

Проект также предлагает вдвое уменьшить нормативный размер средств, предоставляемых территориальным фондом ОМС на ведение дела страховой медицинской организацией. Это, по суждению авторов, «позволит высвободить средства обязательного страхования в объеме до 6,8 миллиарда рублей к 2023 году, какие могут быть направлены на реализацию территориальных программ ОМС».

ВСС предложил ряд мер по реформированию системы ОМС

«Маневр на 6,8 миллиарда рублей, о каком идет речь в законопроекте, и который его авторы называют «экономией», представляет собой всего лишь перераспределение взносов ФОМС, какой каждый из нас платит со своей зарплаты (а индивидуальные предприниматели – с дохода) от частных клиник к государственным», — комментирует Титов.

«Да, наверное, таким образом федеральный бюджет будет в какой-то степени избавлен от острой необходимости удовлетворять финансовые надобности государственных лечебных учреждений. Но об интересах пациента, качестве медпомощи и ее доступности, и тем более, о конкуренции, говорить не приходится», — рассуждает уполномоченный.

ШАГ НАЗАД

ВСС в посланье президенту указывает, что предлагаемые изменения не обсуждались публично, при том что они очень значительны. Союз оценивает эти нововведения как шаг назад в развитии системы ОМС и опасается, что они подорвут устойчивость страховых медицинских компаний и частных медорганизаций, трудящихся в ОМС, что в свою очередь, «нанесет непоправимый урон инвестиционному климату отрасли».

Кроме того, по оценкам союза, изменения негативно скажутся на потребителях — снизят качество и доступность медпомощи для них, повергнут к разрушению единой системы ОМС.

«Негосударственные медорганизации, изначально ориентированные на конкурентную борьбу за пациента, вложились в повышение качества оказываемых услуг и обеспечение доступности и должного степени комфорта. Именно частные клиники, которые готовы реинвестировать, ускоряют развитие нашей системы здравоохранения, как интеллектуально, так и технологически», — помечает омбудсмен в сфере медицины Яновский.

«Логично, что как только у пациентов появилась возможность попасть на лечение в частную клинику по ОМС, они начали ею употреблять. И этот поток за последние пять лет увеличился кратно по всей стране. Теперь же планируется окончательно вернуться к бюджетно-сметной системе финансирования медпомощи и распределять объемы между заблаговременно определенными игроками, которых пациенты не выбирали, а получили «по месту жительства», — комментирует собеседник агентства.

Вдобавок, как находит ВСС, законопроект создаст условия, «усиливающие бюрократическую и коррупционную составляющие в управлении отраслью, существенно снижающие уровень конкуренции за пациента как среди поставщиков медицинских услуг, так и среди страховых организаций».

«Я поддерживаю стремление страны планировать работу, но тогда и исходить нужно из реальных потребностей, заболеваемости населения, а не пытаться подогнать эпидемиологию под бюджет», — заключил Титов.