Решение ЕС о контроле клиринговых организаций может подорвать финансовый рынок

0
612

Барнабас Рейнолдс, партнер фирмы Shearman & Sterling

Воли ЕС хотят ограничить деятельность клиринговых организаций на территории Европы в расчете рисков при торговле деривативами. При этом истинной мишенью Брюсселя может быть введение налога на финансовые операции.

МОСКВА, 16 мая – Отдельный европейские политики утверждают, что еврозона должна контролировать расчеты в евро. В рамках этого процесса между двумя участниками торгов деноминированными в евро деривативами должен стоять посредник в лике расчетно-клиринговой организации как покупатель для всех продавцов и продавец для всех покупателей. Они сообщают, что страны еврозоны должны иметь возможность контролировать размер надбавки, или дополнительного обеспечения, которую клиринговые дома основывают на случай невыполнения обязательств сторонами.

Мысль о государственном контроле за централизованным расчетом должна потребовать тревогу на рынках. Это очень далеко от разумной просьбы о совместном использовании информации клиринговыми организациями Британии и регуляторами из ЕС после Brexit. Это положительная попытка наладить управление экономическими инструментами еврозоны. Такая схема принудит частные рынки работать с оценкой рисков по кредитам еврозоны в соответствии с директивами политического истэблишмента ЕС. Расчетно-клиринговые организации не смогут требовать добавочную маржу в качестве компенсации за риски по кредитам в евро, и им придется довольствоваться тем, что выйдет в случае согласия политиков еврозоны с их оценками. Финансовые базары рассчитывают на то, что надбавку будут определять операторы из частного сектора на основе неконфликтной оценки кредитоспособности. Нормативно-регулирующие органы должны лишь устанавливать параметры надзора над клиринговыми домами и то, как им следует трудиться, проводя свои калькуляции. Однако, если эта информация будет популярна только властям, на нее нельзя будет положиться. Риски возрастут, потому что евросистема не контролируется целым верховным органом. Эта система отражает разные национальные заинтересованности, из-за чего она сама и евро уязвимы для резких изменений.

Политическая обеспокоенность обусловлена теми случаями, когда работающая под контролем Лондонской биржи Лондонская клиринговая палата, по суждению руководства еврозоны, слишком быстро адаптирует дополнительные резервные обязательства по кредитным инструментам еврозоны, что возбуждает сомнения в целесообразности этих кредитов. Но именно так работают базары. Могут быть внезапные изменения в оценках, причем эти оценки не имеют никакого взаимоотношения к политике и проводятся исключительно на финансовых основаниях. Рынки не должны подвергаться воздействию из политических соображений, так как в противном случае в системе появляется огромный риск.

Это одна из немало попыток управлять рынками. ЕС уже установил централизованный контроль для кредитных рейтинговых агентств. Он также ввёл право запрета на короткие продажи суверенного долга ЕС, позволив тем самым затормозить спекуляции на бирже и страхование от утрат из-за снижения цены. К этому следует добавить способность Брюсселя основывать альтернативную реальность, состоящую в том, что кредит в евро – это вполне нормально, если так разрешат власти еврозоны. В итоге получается очень опасная ситуация.

Это предложение исконным образом отличается от системных рисков, возникающих по причине решений органов еврозоны о финансовой устойчивости инструментов в евро. Оно повергнет к отделению расчетов в евро от расчетов в других валютах, а это убавит безопасность, обеспечиваемую диверсификацией валют внутри расчетно-клиринговых организаций. А если базары не могут полагаться на оценки целесообразности кредитов еврозоны, они будут заниматься бизнесом в иных местах, где точки зрения властей и рынков совпадают.

Это весьма странное предложение, и нам остается догадываться об альтернативных мотивах. Там нет ни целого упоминания о желании Франции и Германии ввести через клиринговые дома налог на финансовые операции с учетом того, что они ограничат способность базара уходить от этого налога. Может быть, в этом заключается истинная вина выдвинутого предложения.

(Цит. по Financial Times. Перевод выполнен ИноСМИ)

Суждение автора может не совпадать с позицией редакции. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным суждением.