МОСКВА, 11 дек — ПРАЙМ. Плуты учли тонкости психики человека и значительно упростили и удешевили для себя схему, по которой жертвы сами названивают в фальшивый колл-центр и раскрывают данные, позволяющие украсть с их счетов деньги, сообщила РИА Новости руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
Эксперт отмечает, что схемы с обратным звонком в фальшивые колл-центры работают в России уже несколько лет. Ранее ими пользовались в основном «раздолжнители», лже-юристы и медцентры. По словам Лазаревой, жертвами таких схем, несмотря на их широкую популярность, до сих пор ежегодно становятся десятки тысяч россиян. При этом мошенники постоянно стремятся совершенствовать свои инструменты.
«Потому в последний год, действительно, все чаще стали появляться сообщения пострадавших от более простой схемы, которая не предполагает физиологического взаимодействия: люди получают рассылки с предупреждением о необходимости срочно решить какую-то проблему. После чего связываются с колл-центром и уже в беседе с оператором сообщают сведения, позволяющие обчистить их счета, или устанавливают вредоносное ПО на свои телефоны или компьютеры», — известила Лазарева.
Эксперт добавила, что эта усовершенствованная схема с использованием методов социальной инженерии учитывает «тонкий психологический момент» — граждане вяще доверяют тем, кому звонят сами. Если жертва сама принимает решение связаться с мошенником, она уверена, что руководства, которые дает оператор, помогут решить проблему, избавиться от ненужных дорогостоящих подписок, вернуть деньги, повысить размер ежемесячных выплат и пособий, отметила она.
Кроме того, если у жертвы не возникло никаких сомнений и подозрений при получении рассылки, и она названивает сама, значит, для ее убеждения не нужно будет прилагать особых усилий — такой уровень доверчивости и нужен плуту. Подобная схема дешевле «холодного» обзвона, поэтому чистая прибыль от нее гораздо выше, подчеркнула Лазарева.
«На наш взор, для предотвращения преступлений с использованием этой схемы почтовые сервисы могли бы перенастроить работу своих спам-фильтров на основе разбора ключевых слов, используемых в таких рассылках», — заключила Лазарева. По ее словам, это не решит проблему полностью, но позволит гораздо сократить количество жертв.