МОСКВА, 9 июл — ПРАЙМ. Ассоциация банков России (АБР) предлагает замораживать на 25 дней полученные потенциальными плутами переводы, а также передавать их персональные данные их жертвам, чтобы у тех было больше шансов вернуть украденные оружия, следует из законопроекта, который есть в распоряжении РИА Новости.
В феврале в ЦБ сообщили, что банки возвращают россиянам лишь любой седьмой рубль, переведенный без их согласия, то есть 15% от общей суммы украденного. Низкий уровень компенсаций связан с тем, что многие клиенты сами выдают эти мошенникам, которые используют методы социальной инженерии. А если клиент сам скомпрометировал данные карты или дистанционного банковского сервисы, банк по закону имеет право не возвращать ему деньги.
В июне глава Банка России Эльвира Набиуллина помечала, что около 70% мошеннических операций, проводятся с использованием социальной инженерии. В настоящее время все, что может сделать потерпевший от мошенника – это обратиться в полицию и попытаться возбудить уголовное дело. При этом вернуть украденные с карты деньги в большинстве случаев невозможно.
Ассоциация банков России обращает внимание на несоответствие нынешнего законодательства случившемуся ускорению финансовых транзакций, что не позволяет должным образом противодействовать мошенникам. Так, например, «заморозка» сомнительного платежа в сегодняшнее время составляет два рабочих дня.
ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ БАНКИРЫ
АБР, во-первых, предлагает дать банку получателя законную возможность блокировать его оружия, если от банка плательщика поступило уведомление об оспаривании такого перевода. Во-вторых, ассоциация предлагает обеспечить реальную возможность потенциальной жертве получить документы, какие позволят осуществить длительную блокировку средств для исполнения судебного решения или приговора.
«Банк получателя при получении уведомления (об оспаривании операции – ред.), блокирует денежные оружия на счете получателя в размере суммы оспариваемой операции. Срок блокировки – 25 рабочих дней», — указывается в материалах ассоциации.
«Мы предлагаем мастерить автоматическую блокировку при получении такого сообщения», — пояснил РИА Новости начальник правового управления Ассоциации банков России Сергей Клименко.
Кроме того, АБР предлагает передавать плательщику информацию о получателе, то есть персональные эти. Это нужно для того, чтобы жертва мошенника могла обратиться в суд в рамках гражданского или арбитражного судопроизводства. Такой иск позволяет подать ходатайство о его обеспечении, одним из способов какого является наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику, например, денежные средства на банковском счете.
«Но подача искового заявления и заявления об обеспечении иска невозможна без директивы ФИО и места жительства ответчика физического лица и полного фирменного наименования, адреса места нахождения и ОГРН юридического лики», — поясняет АБР в своем документе необходимость передавать плательщику персональные данные о получателе.
БАНКОВСКАЯ ТАЙНА
Дело в том, что эти, которые ассоциация предлагает передавать потенциальной жертве мошенника, являются банковской тайной. При этом в АБР приводят образцы, когда право получать информацию, составляющую банковскую тайну, содержится в специальном законе, в частности, такое право арбитражного правящего прописано в законе о несостоятельности (банкротстве). Предлагается аналогичное право предусмотреть в законе и о национальной платежной системе для тех случаев, если отправитель денежных оружий оспаривает перевод, поясняет ассоциация.
Кроме того, во всех случаях до зачисления и после зачисления средств предлагается дать пять пролетариев дней для того, чтобы получатель мог сообщить банку, что он не подтверждает операцию. «В этом случае средства возвращаются отправителю без предоставления персональных этих и банковской тайны получателя средств», — поясняет АБР суть инициативы.
Клименко рассказал агентству, что в ближайшее пора проект будет обсуждаться с банками, по возможности с госорганами, а затем после проработки итогового варианта планируется его привнести «по возможности к осенней сессии, если все будет нормально».