Виды ответственности за санитарные правонарушения

0
275


Под санитарными правонарушениями в всеобщем смысле этого выражения понимается невыполнение отдельными гражданами, предприятиями или организациями требований, установленных законами и другими нормативно-правовыми актами в сфере санитарного состояния окружающей среды. Виды ответственности за санитарные правонарушения могут начинаться с несложного предупреждения и вплоть до применения наказания в виде лишения свободы.

Виды наказаний

Меру наказания за нарушение санитарных условий применяют при доказанности факта причинения ущерба. При этом не играет роли мотивация совершенного нарушения (умышленного нрава, по неосторожности, незнанию или в ином случае).

В зависимости от характера нарушения и тяжести наступивших последствий, вид привлечения к ответственности выбирается индивидуально и на основании статьи 55 ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии народонаселения». Это может быть:

  1. Административное наказание.
  2. Привлечение к дисциплинарной ответственности внутри действующей организации или предприятия.
  3. Гражданско-правовая ответственность.
  4. Уголовная ответственность – надвигается при доказанности фактов особо тяжких последствий нарушения санитарно-эпидемиологического порядка и правил.СанПин для офисных работников

Условия применения административного кары

Административное наказание – наиболее распространенный вид ответственности за нарушения в сфере санитарного контроля. Ответственность определяется статьей №6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и применяется в вытекающих случаях:

  • организацией или отдельным физическим лицом нарушены действующие на момент совершения правонарушения санитарные нормы или не выполнены мероприятия по предотвращению подобных нарушений;
  • был доказан факт несоблюдения введённых санитарных норм по использованию и эксплуатации жилых и нежилых помещений и зданий, сооружений общественного предназначения, пассажирского транспорта;
  • бывальщины выявлены факты существенных нарушений в порядке обеспечения (подачи и снабжения) питьевой водой населения или отдельного предприятия;
  • выявлены недостачи в организации и проведении мероприятий по уничтожению отходов производственного характера (захоронению пищевых отходов) и прочее;
  • не выполнены или выполнены с нарушениями обстоятельства организации подвоза, доставки, хранения и выдачи (реализации) продуктов питания для населения.

Это лишь обобщенные условия применения административного кары, каждый из перечисленных пунктов имеет множество подпунктов, включающих детализированные требования к каждому разделу.

Например, при организации столы учитывается не только порядок хранения, приготовления и выдачи продуктов на руки, но и соблюдение требований к самому зданию (пункт расположения, фундамент, пол, организация септика и прочее).

Административная ответственность в действии

За одно и то же правонарушение, попадающее под раздел административной ответственности, могут быть назначены различные облики наказания.

Вид наказания определяется статьей №3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и, в зависимости от тяжести нарушения, вин и последствий, может подразделяться на:

  • Вынесение официального предупреждения – как правило, применяется при незначительном правонарушении, допущенном по неосторожности, без злобного умысла или при совершении нарушения в первый раз в единичном случае.
  • Применение штрафных санкций. Размер штрафа варьируется в подневольности от обстоятельств:
    • для граждан Российской Федерации размер штрафа, в зависимости от совершенного правонарушения, может составлять от 100 и до 500 рублей;
    • для лиц, свершивших правонарушение в период исполнения должностных обязанностей (если правонарушение является следствием профессиональной деятельности), размер штрафа составляет от 500 рублей до 1 тысячи рублей;
    • для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, размер штрафа составляет от 500 до 1000 рублей, может быть заменен приостановкой деятельности на 90 дней;
    • для введённым образом зарегистрированных юридических лиц штраф накладывается в диапазоне от 10 до 20 тысяч рублей. Штраф может быть заменен на меру по приостановлению деятельности предприятия сроком до трех месяцев.
  • Конфискация или изъятие объекта, послужившего причиной правонарушения. К примеру, загрязняющего атмосферу строительного инструмента, если иными способами добиться сознательности от его обладателя невозможно.
  • Отстранение от права (специального права) на осуществление определенного вида деятельности.
  • Применение административного ареста – наиболее жесткий, но и наиболее эффективный метод, может применяться как основное наказание или как следствие невыполнения условий основного наказания, например, за длительную неуплату штрафа по административному правонарушению.
  • Депортация за пределы Российской Федерации – применима лишь к гражданам-нерезидентам России, иностранным подданным, туристам и т. д.
  • Дисквалификация.

Читайте также!  Как оформляется акт-допуск для производства работ

В связи с тем, что касательно санитарных правонарушений нормы применения ответственности крайне низко систематизированы и разнесены по нескольким нормативно-правовым актам, сложно прогнозировать, какой конкретно вид кары будет применен за отдельное нарушение. Исключительный вид административной ответственности определяется юридически и основываясь на опыте судебной практики по аналогичным делам.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарной ответственности подвергаются работающие сотрудники организаций по ходатайству (представлению) главного врача, его заместителя, председателя санитарно-эпидемиологической комиссии или иного органа контроля, выявившего нарушение.

Под дисциплинарной ответственностью понимается наложение на сотрудников внутриведомственных взысканий: внушение, строгий выговор, лишение премии и др. вплоть до отстранения от должности (увольнения по несоблюдению условий трудового договора) включительно.

Уголовная ответственность

Обстоятельства необходимости применения норм Уголовного кодекса Российской Федерации наступают при выявлении нарушений в сфере санитарного состояния, какие могут повлечь или уже повлекли тяжкие последствия в виде:

  • массового отравления людей;
  • тяжелых экономических последствий (порча продуктов столы в результате несоблюдения условий хранения);
  • тяжелой болезни, явившейся следствием отравления;
  • смерти человека, причиненной в том числе и по неосторожности в итоге нарушения санитарно-эпидемиологических норм или создания предпосылок к таким нарушениям, а также не принятия действенных и своевременных мер по противодействию (устранению и недопущению) сделавшихся известными нарушений.

Экономическая ответственность

Экономической ответственности подвергаются организации и предприятия, допустившие нарушения законодательства, выразившиеся в:

  • создании условий загрязнения опоясывающей среды в результате профессиональной деятельности организации;
  • сознательное (несознательное) производство или реализация населению продукции и товаров, потребление каких повлекло массовые отравления или заболевания.

После установления факта вины предприятия оно выплачивает компенсации пострадавшим ликам, возмещает ущерб (оплачивает лечение).

За счет собственного экономического фонда проводит комплекс противоэпидемиологических мероприятий, устремлённых на устранение последствий нарушения и предотвращение дальнейшего распространения инфекций.

Читайте также!  Как составить жалобу на бездействие судебных приставов

Органы контроля

Функционал по контролю за соблюдением норм и правил санитарно-эпидемиологического состояния, взысканию штрафов и насилию к исполнению требований нормативных правовых актов возложен на Роспотребнадзор. Физические лица попадают под ответственность по факту совершения правонарушения и установлению обоснованных доказательств принадлежности к конкретному облику проступка.

В части, касающейся юридических лиц, Роспотребнадзор наделен правом проведения проверок состояния санитарных норм. Проверки делятся на два образа:

  1. Плановый контроль – как правило, проводится с четко прослеживаемой периодичностью по обоюдно согласованным планам и графикам. При проведении проверки комиссия руководится текущими положениями законодательства и проверяет всю полноту соблюдения норм.
  2. Внеплановые проверки – в подавляющем большинстве случаев внеплановые проверки инициированы извещениями об имеющихся на предприятии нарушениях или фактах свершившихся аварий.

Как плановые, так и внезапные проверки не могут длиться более 30 календарных дней (введено, что за это время вполне возможно проверить любую организацию в полном объеме, а затягивание времени создает предпосылки к возникновению коррупционных касательств в среде комиссии). Плановые проверки проводятся не чаще, чем раз в два года, и должны быть подкреплены приказом (выпиской из распоряжения) Роспотребнадзора.

Органы контроля

Смягчающие обстоятельства за санитарные правонарушения

Применение любого наказания предусматривает проведение предварительного разбирательства с дефиницией степени вины, наличия доказательств, смягчающих и отягощающих обстоятельств.

К обстоятельствам, смягчающим степень наказания за совершение нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического права, относятся:

  • сожаление лица совершившего нарушения в своих действиях и признание их противозаконными;
  • самостоятельное и бескорыстное возмещение пострадавшим лицам причиненного ущерба, создание условий дальнейшего недопущения подобных поступков и устранение причин, явившихся предпосылкой к нарушению;
  • совершение нарушения под влиянием сильных переживаний, расстройства, неудовлетворенности семейной житием или иными проблемами душевного характера;
  • если нарушение совершено беременной женщиной или матерью ребенка в возрасте до одного года, а также несовершеннолетним гражданином любого пустотела;
  • самостоятельное и добровольное сообщение правоохранительным органам о совершенном правонарушении и дальнейшее активное сотрудничество с органами контроля по устранению последствий нарушения.

[embedded content]