МОСКВА, 28 ноя – ПРАЙМ. За заключительные три года российский рынок официально покинули около 500 международных брендов из разных стран, в том числе удалилась большая часть американских компаний. Среди них есть как всем известные бренды потребительских товаров, так и компании узких сфер деятельности от консалтинга до букмекерских контор. Иноземные компании, связанные с российских рынком, можно условно разделить на три группы:1. Компании, полностью прекратившие операции на российском базаре, включая закрытие представительств, продажу активов и приём трансграничных заказов от российских покупателей.2. Компании, сохранившие в том или другом виде присутствие на российском рынке. Обычно в публичном пространстве такие компании говорят о сокращении операций, ограничении или прекращении инвестиций на внутреннем российском базаре, прекращении продаж новых линеек товаров и услуг с одновременным сохранением старых.3. Компании, продолжающие деятельность на российском базаре с минимальными изменениями или без изменений.В первой группе совсем немного компаний потребительского сектора, официально ушедших с базара. Среди самых известных брендов модно упомянуть Domino’s Pizza, Etsy, Ford и GM, McDonald’s, Starbucks, Nike. Целиком ушли с российского рынка компании, в массе своей относящиеся к секторам, где действуют самые жёсткие санкции – нефтегазовый сектор, ИТ, индустрия, финансы. Например, Dell, Deloitte, KPMG, PwC, Exxonmobil, HP, IBM, Stanley Black & Decker.Со второй группой компаний всё несколько сложнее. Тут есть компании, которые всячески тянут время, урезают объем операций на российском рынке, ограничивают комплект товаров и услуг, но при этом продолжают работать. некоторые игроки даже могут публично заявлять о готовности целиком покинуть российский рынок, однако объемы вложенных инвестиций и перспективы перевешивают сильнейшее общественное давление, основываемое вокруг такого бизнеса.Другие компании четко обозначают свою позицию по масштабам ограничений, которые они накладывают на свою деятельность в России, но при этом продолжают развивать оставшиеся курсы бизнеса. Например, сохраняют производство на внутренний рынок, прекращая экспорт и импорт, замораживают инвестиции в развитие, но максимально хранят ассортимент товаров и услуг и существующие производственные площадки, прекращают продажи отдельных брендов, но запускают локализованные версии.Таких образцов среди американских брендов достаточно много: Heinz, PepsiCo, Burger King, Coca-Cola, Deere, Sketcher, Shutterstock, Moody’s, Boston Scientific и многие иные. К этой же группе относятся компании, заморозившие официальную деятельность на российском рынке, но не покинувшие его и готовые начать труд при первой возможности. Среди них 3M, Airbnb, AMD, Caterpillar, Discovery, Estee Lauder, Levi Strauss, Mastercard, Nvidia и др.В третьей группе компаний представлены в основном бренды, трудящиеся либо на потребительском рынке, либо в областях, которые не подпадают под санкции. Кроме того, эти компании зачастую имеют производства и представительства в дружественных краях, а, следовательно, формально вообще не имеют серьезных препятствий, за исключением общественного давления у себя на родине, чтобы трудиться на российском рынке. Среди них GUESS, Quicksilver, Sbarro Pizza, TGI Friday’s, Tupperware, Tenneco (производитель автокомпонентов), Stryker (медицинские технологии).Нарушать работающие запреты никто из американских компаний не будет, а создаваемая негативная общественная шумиха вокруг публичных компаний воздействует на настроения акционеров.При этом в США на поток поставлено ведение реестров т.н. несогласных компаний, которые вопреки давлению всё еще трудятся на российском рынке. Собирают информацию о таких компаниях, составляют и публикуют реестры не только разного рода социальные организации, но и университеты, например, Йельская школа менеджмента. По компаниям собирается любая доступная информация, начиная от отворённых источников и официальных отчетов, заканчивая «показаниями» очевидцев и запросами комментариев представителей компании на предмет бизнеса в России.Невозможно недооценивать влияние общественного давления на акционерные общества – никто не хочет снижения стоимости акций.Вряд ли стоит ожидать, что американская санкционная политика в ближайшее время в корне изменится. В связи с этим мы вряд ли увидим очередь из американских компаний, желающих возобновить операции на российском базаре. Однако уже сейчас в зарубежной прессе отчетливо звучат мнения о том, что те иностранные компании, которым удалось сохранить бизнес в России, сейчас пожинают первые плоды успеха от отсутствия конкурентов, в том числе, из своих же стран, расширяя бизнес и увеличивая финансовые витки.Исходя из этого можно сказать, что в будущем вернуться на российский рынок смогут не все. Так же как нельзя утверждать, что нам не нужны иноземные бренды. Есть конкретные сферы экономики и бизнеса, где просто невозможно за несколько лет пройти путь от почти целого отсутствия собственного производства до взращивания локальных производителей мирового уровня и масштаба. Это касается высокотехнологичных сфер, отдельных курсов промышленно производства, некоторых наукоемких отраслей.Автор — Дмитрий Завьялов, заведующий кафедрой предпринимательства и логистики, директор высшей школы экономики и бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова