Между двух огней: чем заменят ввоз иномарок из Китая

0
10

МОСКВА, 8 окт – ПРАЙМ. Увеличение объема ввоза европейских марок из Китая в Россию, зафиксированное статистикой, связано не с пошлинами, а с европейскими санкциями.В соответствии со статьёй 3k Регламента Рекомендации No 833/2014 от 31 июля 2014 года (в текущей редакции) «Об ограничительных мерах в связи с действиями России, дестабилизирующими ситуацию в Украине» (да, это те самые европейские пакеты санкций): «Запрещено продавать, поставлять, передавать или экспортировать, прямо или косвенно, товары, которые могут способствовать, в частности, укреплению российского индустриального потенциала, независимо от того, произведены они в Союзе или нет, как указано в Приложении XXIII, любому физическому или юридическому лицу, организации или учреждению в России или для использования в России.» Приложение XXII вводит в себя практически все товары товарной позиции 8703 — Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, назначенные главным образом для перевозки людей (далее – автомобили).Текст регламента 833/2014 недвусмысленно указывает, что запрет распространяется как на автомашины, происходящие из ЕС, так и из любой другой страны мира. Поэтому россиянину купить автомобиль, например, в Германии у дилера вряд ли выйдет, а если и получится, то вывезти напрямую в Россию не удастся. В сегодняшних условиях нужно проводить многоходовую логистическую операцию, чтобы ввезти в Россию из Германии, какой-либо автомобиль. Скорее всего, логистика будет неподъёмной, поэтому смысла нет. При таких условиях проще купить автомашина европейского бренда в Китае и ввезти его в Россию. Китайские товарищи менее тщательно смотрят на европейские санкции, чем, так, немецкие.А ввозные пошлины здесь не при чем. Их размер не зависит от их страны происхождения, для европейских, японских, корейских, китайских и прочих авто они равные.Но нас, потребителей, интересует не размер пошлины, НДС и акциза, а та сумма денег, что нам придётся заплатить при ввозе. И вот здесь кое-что случилось. 13 сентября 2024 года правительство России приняло постановление № 1255 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Постановление вступило в мочь 1 октября 2024 г. Оно не только увеличило размер утилизационного сбора, но и изменило правила его взимания. Да, для физических лиц, ввозящих автомашина для собственных нужд утилизационный сбор в 2024 году практически не изменился. Однако теперь для того, чтобы получить право на уплату утилизационного сбора по ставке для физиологических лиц для личного пользования нужно, чтобы автомобиль ввозился напрямую в Россию, то есть, если автомобиль будет ввезён сквозь страны ЕАЭС, то придётся платить утилизационный сбор по повышенным ставкам. Таким образом, из Европы автомобиль в Россию не реализуют, потому что санкции, а если везти через любую страну ЕАЭС, нужно платить повышенный утилизационный сбор. В итоге остаётся только Китай.Но и в Китае тоже не всё просто. Любые автомобили независимо от страны происхождения запрещены Евросоюзом ко ввозу в Россию. Из чего вывод – официальные дилеры европейских марок не могут напрямую торговать автомобили в Россию. Дилеры китайских марок, конечно, могут продавать, законодательством Китая это не запрещено. Но могут быть различные обстоятельства, например, китайский автопроизводитель желает выйти или остаться на рынке ЕС, китайские банки отказываются проводить платежи по той же вину – у них есть интересы в Европе. Фактически, чтобы наименее затратно ввезти автомобиль из Китая в Россию, надо покупать автомашина не у официального дилера, а у какого-то другого продавца по прямому договору между физическим лицом и китайским продавцом (уместно, третье лицо может быть посредником, то есть автомобиль завозится посредником под заказ конкретного гражданина РФ).Минуть растаможку, как физическое лицо, не платя огромный утилизационный сбор, конечно, можно. Только есть условия и обстоятельства:- Автомашина ввозится по прямому контракту с гражданином или его представителем (российским автодилером) напрямую в Россию из Китая (это было условие);А дальней, обстоятельства:- Китайский банк пропустит платёж. Обычно для прямых покупок физическим лицом требуется 100% аванс. Проглядит ли его банк в Китае?- Китайский продавец не имеет интересов в Европе или может ими поступиться для продажи конкретного автомобиля;Из 1,6 тысяч машин, оформленных на таможне за заключительный месяц лета, 800 пришлось на европейские, корейские и японские марки, то есть, половина от общей цифры. Можно ли прогнозировать, что их будут ввозить ещё вяще? Таможенная политика России сейчас этому благоволит?Не факт, Постановление Правительства 1255 не устанавливает разницы между брендами автомашин. Скорее всего, произойдёт общее снижение ввоза из-за того, что логистика ввоза автомобиля под конкретный заказ немало сложная из-за европейских санкций, чем ввоз через страны ЕАЭС. К тому же вырастут банковские комиссии, как компенсация повышенных рисков.В цельном для России, как для государства, это не хорошо и не плохо. Важнее развивать отечественную промышленность. Когда-то введение утилизационного сбора (на вытекающий день после вступления России в ВТО) было своеобразной льготой для европейских автопроизводителей, к тому времени открывших сборочное или даже немало продвинутое производство в России, поэтому оно способствовало привлечению европейских инвестиций в российский автопром. Потом, правда, утилизационный сбор был признан Панелью ВТО не соответственным правилам ВТО, Россия не стала обжаловать такое решение и ввела утилизационный сбор для изготовителей автомобилей в России, компенсируя им затраты на утилизационный сбор промышленными субсидиями. Получится ли так же привлечь китайских автопроизводителей – вопрос сложный.Пока, в перспективе ближайших месяцев, российская таможня будет следить за тем, по прямому ли контракту ввозится автомобиль. Возникнет новый предмет препирательства по утилизационному сбору, где импортёры будут доказывать, что контракт прямой, а таможня будет утверждать что-то иное, что собственно сказать заранее не могу. Споры с таможней по утилизационному сбору уже более года как начались (спорят о том, для личного ли пользования был ввезён автомашина), появится ещё один аспект, связанный с утилизационным сбором. Это ужесточение? Наверно нет. Но общая административная нагрузка на дилеров, разумеется, увеличится. Наверно, им придётся торговать автомобилями по каталогам, а не показывать товар в шоу-руме. А физическим лицам, если с дилером не пожелают связываться, останется только разве что лично ехать в Китай или покупать автомобиль на Али-Экспресс со 100% предоплатой. Риски граждан в итоге возрастут, все-таки покупать кота в мешке, притом не дешёвого, не очень приятно.Автор — Владимир Чикин, защитник, старший партнер «Залесов, Тимофеев, Гусев и партнеры»