Между двух огней: куда плывет российская нефть

0
83

Сквозь Суэцкий канал и Красное море проходит около 10% объемов мировой торговли нефтью, или около 7,2 млн б/с нефти и нефтепродуктов. Нефть и нефтепродукты шагают как в северном направлении из Ближневосточных и Азиатских стран в Европу, так и в южном направлении из Средиземного моря в страны Азии. После ввода санкций на российскую нефть и несогласия Европы от покупки российского топлива данный маршрут стал важной транспортной артерией для России, по которому проходит немало 1,5 млн б/с нефти в страны Азии.

Атаки хуситов на суда в Красном море, начавшиеся в ноябре, изначально повлияли в основном на контейнерные транспортирования, однако после эскалации ситуации в начале текущего года многие нефтеналивные танкеры также меняют собственный маршрут и вынуждены идти более длинным и, соответственно, дорогостоящим маршрутом в обход Африки через мыс Доброй Чаяния. Рост стоимости транспортировки и страховки определенно подталкивает и цены на нефть.

Что касается перевозчиков российской нефти, пока они, вылито, не меняют свой маршрут. Это, конечно, дает им определенное преимущество перед другими поставщиками, для которых транспортировка становится дорогостоящей, однако не стоит забывать и о другой важной противоположной динамике, которая развилась к концу прошлого года. Санкционное давление на российские поставки и усилия по насилию к соблюдению ценового потолка в $60/бар со стороны США заметно возросло с конца прошлого года. Вот уже более 25 кораблей, перевозящих российскую нефть, а кроме того ряд компаний, связанных с продажей российской нефти, попали в санкционный список. Это ведет к росту транзакционных издержек для российских производителей и росту скидок, спрашиваемых покупателями. Как результат, с конца прошлого года мы уже увидели рост дисконта на российскую нефть Urals. В данный момент сложно однозначно произнести, увидим ли мы сужение дисконта в ближайшее время.

С сохраняющейся напряженной ситуацией на Ближнем Востоке сохраняется риск скачков цен из-за вероятного вовлечения стран производителей и нарушения цепочек поставок. Однако пока рынок не закладывает заметную премию за геополитический риск. Мы держится ожиданий цены в диапазоне $80-90/бар на текущий год.