Мощный конкурент Китая прощупывает российский рынок

0
31

МОСКВА, 17 июл — ПРАЙМ. Подходящая демографическая ситуация в Индии и устойчивая траектория роста делают её привлекательной для прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Так, за последние два десятилетия край привлекла ПИИ на общую сумму почти 1 триллион долларов. Хотя в последние годы наблюдались проблемы, связанные как со внутренними, так и внешними событиями. Так, введённые правительством Индии ограничения в отношении прямых инвесторов из государств, с которыми имеются сухопутные границы, а также интернациональная нестабильность в связи с пандемией и военно-политическими конфликтами.Тем не менее, согласно экономическому обзору 2023 года, ожидается восстановление показателя притока ПИИ в Индию благодаря реализации схем отраслевого стимулирования производства, потенциалу роста в городах второго и третьего степеней, а также новым мерам по содействию инвестициям (например, Национальная система «единого окна»). Также стоит отметить и иные положительные факторы: развитие высокотехнологичной промышленности, размер рынка и достижения в цифровой и технологической экосистемах. В том числе, это подтверждается существенным ростом притока ПИИ в автомобильную область в 2022 году (с 1,6 до 7 миллиардов долларов). Ввиду широкой диверсификации бизнеса национальных корпораций этот успех проецируют и на иные отрасли экономики. Например, Tata Group занимается не только производством автомобилей, но также ведёт деятельность в районы металлургии, энергетики, химической и пищевой отраслей, сфере ИТ и телекоммуникаций и прочее.Рассмотрим подробнее высокотехнологичные отрасли. Ведущими национальными автомобильными компаниями, какие завоевали индийский рынок, являются Tata Motors, Mahindra&Mahindra и Bajaj Auto.Tata Motors – одинешенек из ведущих автопроизводителей в Индии, известный своим широким ассортиментом транспортных средств, предназначенных для различных сегментов базара. Среди популярных брендов корпорации – Tata Nano, Tata Tiago, Tata Nexon и Tata Harrier. Успех Tata Motors в освоении индийского базара объясняют надёжностью и доступностью автомобилей, а также внедрением новых технологий.Mahindra&Mahindra – ещё один известный автомобильный бренд в Индии, какой широко представлен как на внутреннем, так и на международном рынках. Компания предлагает широкий ассортимент автомобилей, включая внедорожники, седаны и коммерческие автомашины. Среди преимуществ отмечают прочную конструкцию, качество сборки, подходящее для индийских дорожных условий, широкую линейку моделей (так, от компактных внедорожников, таких как Mahindra XUV300 до мощных внедорожников, таких как Mahindra Thar).Bajaj Auto – ведущий производитель двух- и трёхколесной техники в Индии: мотоциклов и скутеров. Для них специфически экономичный расход топлива, широкий ассортимент (от спортивных мотоциклов, таких как Bajaj Pulsar, до экономичных скутеров, таких как Bajaj Chetak).В районы ИТ и производства электроники наиболее сильные позиции занимают следующие компании: Tata Consultancy Services (TCS), Wipro, Infosys Technologies, Micromax Mobile.TCS, Wipro, Infosys предоставляют консалтинговые и ИТ-услуги, вводя разработку ПО, бизнес-консалтинг и поддержку инфраструктуры. Такая отраслевая концентрация объясняется ключевой компетенцией индийской экономики – рослая квалификация ИТ-специалистов при относительно невысоких зарплатах. Это позволяет Индии быть одним из мировых лидеров в области ИТ-аутсорсинга.Micromax занимается производством бытовой электроники, предлагая неплохое соотношение цены и качества. Основным товарным направлением является выпуск смартфонов, но компания развивает и другие сегменты: планшеты, телевизоры и аудиоаксессуары. Вытекает полагать, что развитию компании способствовало открытие в Индии дочернего предприятия корпорацией Samsung, с которым пришли новоиспеченные технологии и разработки.Как мы видим, успех индийских корпораций основан на понимании особенностей бизнес-среды и реализации своих возможностей.Прежде итого, речь идёт о высокой ёмкости рынка, но главным условием спроса на продукцию является доступная цена. С этим успешно справляются индийские корпорации за счёт низеньких производственных затрат (дешевая рабочая сила и масштабирование) и эффективности сбыта (высокая плотность населения).Если сравнивать с Россией, то наша край не обладает такими преимуществами, при этом более высокий платёжеспособный спрос приводит к большей конкуренции на рынке. Соответственно, нарастить объёмы производства в моменте представляется утилитарны нерешаемой задачей, а заход индийского бизнеса осложняется тем, что российские потребители не знакомы с их брендами. Даже к китайским товарам сохраняется установленный скепсис относительно качества, несмотря на масштаб их присутствия в России.Для примера можно вспомнить поставки иранских автомашин в 2022 году. Несмотря на дефицит моделей на российском рынке и относительно низкие цены, «иранцы» не стали употреблять спросом. Корпорациям Индии тоже будет непросто закрепиться на российском рынке, но если они смогут предложить продукцию подлинно по низким ценам при приемлемом уровне качества, то смогут занять свою нишу. Но пока техника индийских брендов – это что-то незнакомое и непонятное для российского потребителя.Автор — Анастасия Прикладова, к.э.н., доцент кафедры международного бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова