Не по зубам. Судный день для европейского автопрома уже близок

0
3

МОСКВА, 4 апр – ПРАЙМ. Трамп заявил, что пошлины на автомобильные базары Европы и Китая останутся надолго. Белый дом считает, что решение заставить иностранных автопроизводителей открывать заводы в США за два года может принести в бюджет края от 600 миллиардов до 1 триллиона долларов. По его задумке, это подтолкнет экономический рост в США — правда, сроки не называются, и у экспертов на этот счет суждения очень разные.ЕС экспортировал около 1,1 млн легковых машин в США на сумму 50 млрд евро (последняя подтвержденная финансовая статистика доступна лишь по 2023 году, тогда как поштучные данные собираются гораздо быстрее и приведены ниже). В частности, Великобритания экспортировала 150 тысяч автомашин, что составляет почти 20% британского экспорта легковых автомобилей. Американский рынок сбыта является важным и незаменимым — а посему по факту уникальным — для автомашин премиум-сегмента из ЕС и Великобритании. Долгие десятилетия в европейских ангарах разрабатывались образцы мировой инженерно-технической мысли, предназначенные необыкновенно для гладких, широких и «бесконечных» североамериканских автострад. Продать их в другие части света будет крайне проблематично.Сообразно Focus2Move, в США в 2024 году было продано 15,8 миллиона новых автомобилей, тогда как в Евросоюзе – возле 13 миллиона новых авто, а в России – всего 1,6 миллиона машин. Например, Германия в 2024 году экспортировала в США автомобильной продукции почти на 25 биллионов долларов. По факту США для европейских автопроизводителей остаётся вторым по значимости рынком сбыта после Китая (несколько десятилетий назад Нордовая Америка была главным рынком сбыта европейских автопроизводителей).Исторически Германия была одним из крупнейших экспортеров автомашин в США, и у американцев особенно популярны такие марки, как BMW, Mercedes-Benz, Audi и Porsche. Среди других крупных европейских экспортеров автомашин в США ‒ Великобритания (в частности, McLaren, Rolls Royce, Rover, хотя динамика торговли после Brexit существенно ослабла: виной, прежде итого, известные законодательные осложнения в части таможенных оформлений, а также возросшая неразбериха с налогами и их калькуляцией в части внешней торговли), Италия (так, Fiat, Lamborghini, Ferrari).Процесс развития «болевого синдрома» для европейцев с введением 2 апреля 25%-ных ввозных пошлин на вывоз европейского автопрома в США будет существенно растянут во времени, но намекает на единственноj возможный печальный сценарий. Самый значительный быстрый эффект от пошлин ‒ подорожание европейских машин у американских дилеров. Главная идея Трампа — выравнивание торгового дефицита со всеми основными странами-партнерами США — подразумевает покупки потребителями этих краёв больше родных американских марок (Ford, GM, Cadillac и прочих) как условие неприменения рассматриваемых ввозных пошлин. В противном случае европейских автопроизводителей эти пошлины мотивируют основывать свои производства на территории США с глубокими уровнями декомпозиции узлов и агрегатов (деталей пока нет, но очевидно, что варианты «отверточных сборок» не сработают).Однако европейский потребительский базар уже перенасыщен, и, кроме того, планомерных и осмысленных маркетинговых усилий в отношении североамериканского автопрома в Старом Свете не прилагалось длинные десятилетия. Поэтому при всем желании европейцам в кратчайшие сроки сделать такой «кувырок» не представляется возможным. В итоге таких мер воздействия основная доля американских приверженцев «европейской роботизированной классики» может отказаться от покупки новоиспеченной немецкой или итальянской модели и сделать свой выбор в пользу американского автомобиля. В этом и есть основная задумка и стратегия Дональда Трампа.Учитывая, что обыкновенно дилеры работают на условиях оптовых закупок, первыми почувствуют убытки именно они, а не сами заводы в Старом Свете и их работники. Европейские автопроизводители почувствуют основной экономический удар лишь в 2026 году, когда обанкротившиеся или переориентировавшиеся на другие закупки американские автодилеры, скорректировав ожидания по реальному спросу, начнут массово и существенно сокращать ввоз «европейцев». Повторюсь, случится это лишь в следующем году, а пока у пострадавшей стороны есть довольно приличное пора, чтобы перестроить свою работу на новые рынки. Похоже, американский для них – как минимум, в ближайшие четыре года – очутится не по зубам.Автор — Евгений Бабошкин, руководитель направления по развитию бизнеса брокерской компании «Прайм Брокерский Сервис» (ПБС)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ