Переменчивые настроения

0
231

В заключительнее время движения финансовых рынков в основном определялись резкими изменениями в настроениях инвесторов, связанными преимущественно с событиями кругом американо-китайских торговых отношений – такими как, например, периодические твиты на эту тему президента США Дональда Трампа. Вопреки эскалации ситуации с импортными пошлинами, предложениям о вступленье ограничений на инвестиции в китайский рынок и планам по расширению действия пошлин на товары из Европы, инвесторы не перестают надеяться, что выход из уложившегося положения будет найден. Так это или нет, пока сказать сложно. В данный момент рыночные настроения вновь поменяли знак с минуса на плюс. Предлогом для этого стали сообщения о возможном заключении «перемирия» между Китаем и Соединенными Штатами. Как это будет выглядеть, еще неотчетливо. Возможно, речь идет лишь об отсрочке запланированного повышения пошлин, которое должно произойти 15 октября и 15 декабря. 

Помимо этого, неожиданному улучшению расположений способствовали новости, касающиеся Брекзита, а именно возможного достижения договоренностей по вопросу о североирландской границе. На самом деле все беседы о невозможности найти приемлемое решение данной проблемы, прежде всего в том, что касается перемещения товаров, сильно преувеличены, особенно со сторонки ЕС. Учитывая, что до крайнего срока выхода Великобритании из союза (31 октября) остается совсем немного, интересно будет посмотреть, как быстро может поменяться позиция европейской стороны. А если вспомнить, что многие страны еврозоны, и в первую очередность Германия, находятся на грани рецессии, то становится очевидно, что последнее, что хотел бы получить Евросоюз, это «Брекзит-шок», который потребует резкое падение положительного торгового сальдо ЕС с Великобританией. В течение ближайшей недели нельзя исключать появления новоиспеченных юридических препятствий, способных помешать запланированному выходу Великобритании из ЕС. Однако в опросах общественного мнения консерваторы из раза в раз лидируют с отрывом в 10–15 пунктов. Сообразно опросам, перенос сроков Брекзита – будь то в результате корректировки условий, определенных статьей 50 Лиссабонского соглашения, или вследствие уступок со стороны правительства – был бы негативно воспринят британскими избирателями. 

Между тем экономическая ситуация в мире остается во многом неопределенной. Заключительные комментарии МВФ указывают на вероятность понижения фондом своего прогноза роста мировой экономики и на усиление рисков, связанных с трениями в торговой сфере.

Как заявила на этой неделе новоиспеченный директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева, к 2020 г. суммарный ущерб от использования импортных пошлин в мировой экономике может добиться 700 млрд долл. МВФ рекомендует центробанкам придерживаться мягкой монетарной политики, а также по возможности рассмотреть варианты фискальных мер, устремлённых на поддержку экономического роста. В еврозоне эта рекомендация уже начинает реализовываться, а в США увеличиваются дискреционные расходы на текущий и будущий финансовые годы, несмотря на вероятные затруднения в труду Конгресса в преддверии президентских выборов 2020 г. В последние недели серьезным поводом для беспокойства инвесторов стало расследование против Дональда Трампа, а также перспектива выдвижения Элизабет Уоррен в качестве кандидата от демократов, увеличивающая неопределенность исхода президентских выборов. Политические риски будут основной темой для рынков в ближайший год.

В последнем квартальном обзоре БМР есть ряд интересных наблюдений об эффективности – или неэффективности – «нетрадиционных» инструментов монетарной политики. К натуральному моменту эти инструменты уже начинают восприниматься как вполне «традиционные». БМР указывает на возможные негативные побочные эффекты от отрицательных процентных ставок и расширения программ количественного палатализации, однако заключает, что в ближайшее время эти инструменты едва ли исчезнут из арсенала центральных банков. Внутри совета правящих ЕЦБ есть разногласия относительно дальнейших действий. Некоторые его члены считают, что дальнейшее снижение отрицательных процентных ставок лишь ухудшит ситуацию в банковском секторе, а возобновление покупки активов приведет к монетизации долга и нарушит финансовую стабильность. После объявления Банком Японии о намерении сжать покупки гособлигаций стало понятно, что присутствие центробанков на этом рынке не гарантировано, поэтому вложения в долговые обязательства с негативной доходностью больше нельзя назвать «безопасными». Отрицательные процентные ставки негативно сказываются на динамке сбережений и инвестиций, приводят к сокращению прибыльности и балансов банков, а также недофинансированию пенсионных обязательств. Вступающей в место президента ЕЦБ Кристин Лагард придется решать непростую задачу выработки внутри ЕЦБ единой позиции относительно дальнейшей траектории монетарной политики. Как она заявляла ранее, палатализация монетарной политики должно дополняться фискальным стимулированием и структурными реформами. 

Среди голосующих членов FOMC гораздо вяще единства, и в целом большинство из них по-прежнему выступают за продолжение стимулирующей политики, что, вероятно, вполне закономерно, учитывая, что индекс ISM возделывающих отраслей США находится на 10-летнем, а индекс PMI сферы услуг – на 3-летнем минимуме. Инфляция в США по-прежнему отстает от целевого степени, однако основные опасения, о чем не перестает твердить глава ФРС Джером Пауэлл, вызывает глобальная экономическая неопределенность. Федрезерв будет снижать ставки до тех пор, пока глобальные индексы PMI не очутятся заметно выше отметки 50. Так что снижение ставки по федеральным фондам на 25 бп по итогам заседания FOMC в крышке этого месяца по-прежнему не исключено, как и в декабре. 

Помимо этого, ФРС намерен наращивать свой баланс, чтобы разрешить проблему дефицита долларового фондирования на рынке репо и низкого уровня свободных резервов банков. Пауэлл помечает, что эти меры не являются формой количественного смягчения. Он прав в том смысле, что количественное смягчение представляло собой покупку долгосрочных активов на баланс Федрезерва, тогда как на этот раз регулятор преднамерен управлять своими обязательствами в форме свободных резервов банков на счетах ФРС. Программы количественного смягчения были призваны снизить доходности облигаций и таким манером подтолкнуть инвесторов к поиску инструментов с более высокой доходностью, что в конечном итоге должно было дать позитивный эффект для экономики в целом. Вопрос о том, привело ли это к желаемым результатам, остается открытым. Планы Федрезерва в отношении дефицита долларового фондирования на базаре репо не будут включать покупку облигаций. Скорее это будут операции на открытом рынке, включая операции репо, призванные гарантировать регулятору максимально возможный контроль над краткосрочными ставками денежного рынка. 

Ставка репо, устойчиво превышающая индикативную ставку по федеральным фондам, увеличивает стоимость фондирования для банков и в определенной степени нарушает труд трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Однако увеличение объема банковских резервов действительно ведет к росту баланса ФРС, и в этом заключительные инициативы Федрезерва и программы количественного смягчения схожи. Но есть и важное отличие: рост избыточных резервов банков может повергнуть к ускорению инфляции – при условии что эти резервы начнут просачиваться в реальную экономику. Программы количественного смягчения, которые, по сути, воображали собой простой обмен активами, не способствовали росту инфляции в реальной экономике, однако вызвали рост цен на финансовые активы. В этом резоне Федрезерв по-прежнему может быть обвинен в том, что его денежно-кредитная политика привела к образованию финансового цикла, в рамках какого цены на финансовые активы то резко растут, то резко падают, что в конечном итоге может оказать негативный эффект на реальные долгосрочные темпы экономического роста.