Почему цены на АЗС не реагируют на дешевую нефть

0
11

МОСКВА, 20 сен – ПРАЙМ. Стоимости на нефть сейчас волатильны. Более того, предсказать эту волатильность весьма затруднительно. Основными факторами, способствующими снижению цен, являются риски замедления экономического роста в США и Китае. Кроме того, отдельный участники рынка могут уже делать ставки на исход предстоящих выборов в США. Стоит отметить, что краткосрочные изменения цен на нефть в порядочной мере зависят от ожиданий, действий трейдеров и потоков капитала, а не от баланса спроса и предложения. Цены формируются на базаре фьючерсов, что делает их подверженными спекуляциям. Напоминаю, что были случаи, когда цена нефти падала до -37 долларов за баррель, что выглядит иррационально с точки зрения физики базара.По нашим оценкам, если дисконт составит около 11 долларов за баррель, как это происходило в августе, то цена на Urals может составить 60 долларов за баррель. Это отвечает уровню отсечения по бюджетному правилу, что позволяет бюджету получать запланированные доходы от нефтяной отрасли. Все поступления свыше 60 долларов за баррель направляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Таким манером, при текущих ценах на нефть дополнительные доходы от нефтяного сектора в ФНБ не поступят.Замечу, что важны не только цены на нефть, но и возможности переработки в краю, которые ограничены, а также спрос и цены на нефтепродукты. Россия экспортирует около половины своей нефтедобычи, и целиком переработать всю добытую нефть не представляется возможным.Если цена на нефть опустится ниже 50 долларов за баррель, это может потребовать ослабление рубля. Однако резкого падения курса не ожидается, так как это может стать проинфляционным фактором, а Центральный банк России продолжает биться с инфляцией. Скорее всего, будут предприняты меры по стабилизации валютного курса.Однако, несмотря на высокую волатильность цен на влажную нефть, стоимость горючего на заправках мало от нее зависит. В структуре конечного товара для потребителя доля сырья возле 15%, остальное – акцизы, налоги, операционные затраты, доля рентабельности итд.Цены для конечного потребителя на топливо есть в фокусе постоянного внимания со стороны регулятора, и в случае необходимости им принимаются меры для сдерживания роста. С начала года стоимости на заправках выросли примерно на 7%, что в целом соответствует уровню инфляции и нет причин ожидать каких-то значений мощно выше темпа роста потребительских цен. Условно за сентябрь-декабрь рост может составить еще примерно 2-3 % от текущих. В том числе на сдерживание динамики устремлён и запрет на экспорт топлива (продлили с 1 сентября до конца года).Автор — Дмитрий Скрябин, портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал»