Россия пустит Китай в сокровенный регион, куда нет хода Западу

0
30

МОСКВА, 25 июн — ПРАЙМ. Новинка о том, что на фоне глобального потепления Россия и Китай задумали создать «арктический шелковый путь», по которому можно доставлять грузы из Шанхая в Гамбург за 18 дней вместо 35 дней по маршруту сквозь Суэцкий канал, выглядит вполне логично. Ключевая задача России в текущих условиях — максимально экономически эффективно использовать потенциал Арктики и Нордового морского пути, учитывая интересы национальной безопасности. Помимо выгод географического положения, Россия обладает и технологическим преимуществом в Арктике: является один-единственной страной в мире, обладающей атомным ледокольным флотом. Китай также делает шаги в сторону строительства своих атомных ледоколов, запустив соответственную программу в 2019 году, но пока в качестве эксперимента. В то же время, сама Россия использует Севморпуть для экспорта линии природных ресурсов, включая СПГ и промышленные металлы, но это не обеспечивает загрузку маршрута, сколько-либо сопоставимую с Суэцким каналом или даже маршрутом сквозь мыс Доброй Надежды. Очевидно, что только кратный рост загрузки и развитие инфраструктуры Северного морского пути может сделать его соизмеримой альтернативой для иных действующих маршрутов из Азии в Европу. В этом отношении Китай как «фабрика мира» является естественным союзником России. Наличие Китая позволит ускорить освоение природных богатств региона. Известные проекты Ямал СПГ и Арктик СПГ-2, в каких участвуют китайские компании, своего рода проба пера. Кроме того, Китай способен обеспечить приметно больший, чем сейчас, грузовой трафик. Другой формой участия могут стать инвестиции в инфраструктурные объекты, вводя порты на Севере. Участие Китая в проектах Севморпути должно отвечать целям и задачам национальной безопасности и потому требует внимательного изучения экспертным сообществом. Россия обладает уникальным атомным ледокольным флотом, который позволит получать на китайском трафике за счет предоставления транспортных услуг. Однако развитие собственного китайского ледокольного флота может ограничить потенциальные выгоды России от развития проекта. С точки зрения доступа к инфраструктуре и к инвестициям в проекты региона Россия должна балансировать и ориентироваться не лишь на сотрудничество с Китаем, но и на кооперацию с Индией и странами АСЕАН, которые также заинтересованы в развитии Северного морского линии и его коммерческой эксплуатации. Понятна и обеспокоенность Запада – у них гораздо меньше возможностей закрепиться в приполярных районах и их осваивать. Нет у западных краёв и необходимого ледокольного флота. США раньше развивали Аляску, но с распадом Советского Союза сосредоточились на других проблемах. В итоге они значительно отстали, и хотя бы для того, чтобы выйти на паритет, им предстоит долгий путь. Автор — Максим Коваль, председатель Русско-Азиатского Делового Совета (РАДС), советник президента Национального координационного центра международного делового сотрудничества, автор телеграм-канала «Заворот на Восток».