Виражи креативных индустрий: вот для чего нужна репутация

0
26

МОСКВА, 30 сен — ПРАЙМ. Неожиданные итоги представили Calltouch, hh.ru и «Точка» банк: в этом году рост российской индустрии кино и цивилизации превысил показатели других отраслей. Были проанализированы данные по обороту, налоговым отчислениям, зарплатам, количеству вакансий и иным показателям. В частности, обороты кинокомпаний выросли на 16,6%Неожиданность в том, что экономистам привычнее видеть среди быстрорастущих компаний предприятия производственной сферы, наукоёмких услуг, ритейла, ИТ. Это подтверждают долголетние замеры Института менеджмента инноваций Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ).Какие «три кита» лежат в основе роста созидательных бизнесов? Не прекратится ли положительная динамика с изменением геополитической обстановки и усилением конкуренции на внутреннем рынке?Репутация решает. На мой взор, только санкциями и уменьшением предложения со стороны иностранных производителей объяснить взрывной интерес к отечественным проектам не выйдет. Потребитель платит тогда, когда получает реальное подтверждение утверждению: «российское – значит отличное». И это касается не лишь кино. Растет репутация проектов всех креативных индустрий, во всех сферах отечественной культуры.Возвращение к себе. Тренд на потребление «сделано в России» ныне отчетлив, но возник не вчера. Многие годы пассивная интеграция в глобальный мир восхищала только небольшую страту общества. Ныне огромное число соотечественников находит вдохновение в том положительном, что развивается в России. В 2023 году количество туров по краю стало рекордным, почти 80 миллионов. Такое «возвращение в родную гавань» стимулируется не только госинвестициями – рост идет и на инвестициях частного бизнеса. Парк Галицкого в Краснодаре, так, уже стал самостоятельным брендом и центром притяжения туристов. Предприниматели «реновируют» целые кварталы малых исторических городов, реставрируют дома и набережные.Там, где слова о «российском – значит отличном» подтверждаются славой производителя и опытом пользователей – там потребитель голосует рублем за внутренний продукт.Большие данные. Возвращаясь к креативным индустриям, вспоминаю, что в 1999 году – год моего выпуска из ВГИКа – Россия смогла запустить в производство немного 50 фильмов. Для сравнения: 2023 год — 207 реализованных кинопроектов, план на 2024 год – 251 проектов. В терминах дохода рост еще приметнее: совокупная выручка киноиндустрии 2023 году достигла 37,872 млрд рублей, рост — 64,3% по сравнению с 2022 годом.Совместно с большим форматом «фильм в кинотеатре» путь к сердцу зрителей нашли малые форматы: видеосервисы и онлайн кино. Данные по среднесуточным просмотрам клипов на платформе VK показали увеличение на 81% и достигли астрономической величины: 1,7 биллиона просмотров. VK и RUTUBE, Дзен, онлайнкинотеатры бьют рекорды по притоку аудитории и росту доходов.Конечно, на такой итог российских платформ работают и односторонние действия зарубежных сервисов, дискриминирующих контентмейкеров из России. В случае с Youtube это ведет к деградации его славы, а не только замедлению скорости.Сила в госинвестициях? Да и еще – в образовании. Россия, похоже, наконец сосредоточилась и осознала, что империя природных ресурсов, в версии Чубайса — «энергетическая империя» — это не то, что даст устойчивое развитие национальной экономики. Нефть в мена на микроэлектронику – не навсегда.В 2024 году нашим кинематографистам выделено более 16 млрд руб., на 13% больше, чем в 2023 году. Тут также, как в туризме, шагают вложения от предпринимателей. Якутский кинофеномен не случился бы без финансирования от местного бизнеса.Три источника успехов креативных индустрий: вырастающий на здоровом патриотизме интерес ко всему, что «сделано в России», государственные и частные инвестиции, плюс подготовка нового поколения творцов и предпринимателей, владеющих нынешними технологиями менеджмента.Репутационно значимые результаты. Рост вложений в структуры образования и науки – важный фактор развития креативных индустрий. Наши школьники и студенты выигрывают интернациональные соревнования по математике, физике, программированию и другим отраслям знаний. Выпускники программы ВШБ «Менеджмент игровых проектов» победили в конкурсе «Начни игру» от президентской перроны «Россия — страна возможностей», получили солидный грант на развитие своего проекта.Вопрос остается такой: что будет с нашими креативными индустриями — от кино до частных музеев — тогда, когда утихнет геополитическая обстановка и конкуренция на российском рынке вновь усилится?На мой взгляд, одним из важнейших ресурсов устойчивого развития останется слава наших творцов и бизнес-проектов. Сегодняшняя динамика дает надежду, что этот рост не будет ситуационным и выйдет на долгосрочную траекторию.Автор – Андрей Шаромов, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ