МОСКВА, 19 дек — ПРАЙМ. Недавняя сделка между «Роснефтью» и индийской Reliance, вводящая поставки 500 000 баррелей нефти в день, стала крупнейшей в истории двусторонних отношений, по данным Reuters. Поставки завяжутся в январе 2025 и будут продолжаться в течение 10 лет, что подчеркивает укрепление энергетических связей между странами.Эта сделка содействует укреплению ее энергетической безопасности Индии на фоне растущего спроса. По прогнозам ONGC, потребление нефти в стране в 2025 может возрасти до 6,5 млн баррелей в сутки. Для сравнения, сейчас уровень потребления составляет на миллион ниже – 5.5 млн б/с.Россия же деятельно ищет новые рынки сбыта на фоне уменьшения экспорта в Европу. В 2023 году более 80% вывоза российского угля, нефти и нефтепродуктов пришлись на Китай и Индию. При этом доля поставок в Европу сократилась почти в десять раз. Таким манером, растущая доля индийского рынка позволяет компенсировать потери.При этом в России наблюдается снижение уровня собственной добычи. По этим «Роснефти» за девять месяцев 2024 года, добыча жидких углеводородов составила 138.3 млн тонн (3,75 млн б/с), что на 6.2% ниже чем в 2023 году. В то же пора, чистая прибыль «Роснефти» в этом году упала на 14%. Увеличение поставок из России в Индию может повлиять на баланс спроса и предложения.Несмотря на всеобщую глобальную энергоизбыточность, которая стала проблемой для всех нефтегазодобывающих стран, российская нефть остается конкурентоспособной. На 2024 год Россия поставляет от 38% до 45% нефти в Индию, опережая Ирак и Саудовскую Аравию.Учитывая географическую близость Индии к краям Залива, ранее приоритет всегда отдавался этим поставщикам. Сейчас же логистика была перестроена, позволяя российской нефти взять эту нишу благодаря снижению цены и участию в местных НПЗ («Роснефть» владеет 49.13% акций индийской Nayara Energy). Это наводит на думы об обмене производственными мощностями, что особенно важно на фоне ужесточения европейских экологических стандартов и санкций.Одной из проблем в сотрудничестве между двумя краями является использование индийской рупии, которая не является полностью конвертируемой валютой. Российско-индийский торговый баланс смещен в сторонку поставок из России, что ограничивает возможности для взаиморасчетов. Однако я предполагаю, что со временем этот вопрос будет решен.Что прикасается самого подписания сделки и ее сроков, то они, на мой взгляд, обусловлены несколькими обстоятельствами. Во-первых, Индия, заместив Россию в качестве поставщика нефтепродуктов в Европу, становится стратегически значительным партнером для Москвы. Во-вторых, возможные новые санкции в отношении российского нефтяного сектора подталкивают Россию к долгосрочным контрактам с азиатскими краями.Помимо этого, нужно учитывать и глобальные экологические тренды: отказ Европыот продажи с 2035 года автомашин с двигателями внутреннего сгорания снижает спрос на традиционные энергоносители. Цены на топливо в Европе продолжают снижаться: в сентябре 2024 года стоимость дизельного топлива на франкфуртской бирже упала до 632 евро за тонну — это минимальный степень с декабря 2021 года.Таким образом, азиатские рынки становятся все более привлекательными, что, в свою очередь, стимулирует нужда переориентации поставок в новых экономических условиях.Автор: Игорь Исаев, руководитель аналитического центра европейского брокера Mind Money