В среду главный архитектор Москвы Сергей Коваль заявил, что владельцы крупных торговых центров в ближайшем будущем могут перейти на формат малых торговых площадей, а сами ТЦ, скорее итого, будет ждать снос.
Директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева считает, что пока спозаранок говорить о сносе крупных ТЦ площадью свыше 70 тысяч квадратных метров. По её словам, до пандемии практически все они бывальщины одними из самых успешных и эффективных проектов коммерческой недвижимости по показателям доходности, с большими листами ожиданий арендаторов, желающих там арендовать помещение.
«Даже в условиях льющегося кризиса мы не ожидаем сильного падения спроса …именно на эти торговые объекты. Скорее наоборот, ритейлеры, которые давным-давно хотели попасть в эти проекты и были в листе ожидания, будут использовать эту возможность, если освободятся какие-то помещения из-за закрытия не вынесших кризис операторов», — полагает аналитик.
Хакбердиева считает, что, возможно, Кузнецов имел в виду проекты, которые «морально устарели и спрашивают реновации», а на их месте эффективнее сегодня строить не просто ТЦ, а многофункциональные объекты. Именно в этом направлении последние несколько лет деятельно развивался рынок торговой недвижимости – в стадии обновления в том или ином виде находилось около 15% торговых середин, отметила эксперт.
«Это реконцепция с акцентом на расширение и наполнение различными форматами зон общественного питания и развлечений, в отдельных объектах проводится масштабная ротация арендаторов, пересматривается tenant mix. Помимо этого, уделяется внимание таким деталям, как освещение, благоустройство и декорирование зон всеобщего пользования», — говорит эксперт из Knight Frank.
Покупатель никогда не уйдёт полностью в онлайн, а формат ТЦ никогда не пропадёт, но точно будет переформатирован, соглашается с мыслью Хакбердиевой руководитель департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield Оксана Мостяева.
По её словам, в формат ТЦ будут добавлены новоиспеченные профили, которых раньше не было. «Текущий кризис заставит задуматься большинство девелоперов и пересмотреть реализацию «классического ритейла». Ныне время многофункциональности и нового опыта, поэтому важно учесть реализацию смешанного ритейла, нельзя уходить в привычную «классику», — комментирует Мостяева.
«Однако очевидно, что речь будет шагать об оптимизации сетей, поэтому будут закрываться магазины в наименее востребованных локациях. И в случаях, когда в торговом середине будет устойчиво пустовать более 20-30% помещений, собственник задумается о реконцепции комплекса или полном редевелопменте участка», — сообщает Фадеев.
Более вероятным, по его мнению, представляется частичная реконцепция торговых центров, с уменьшением классической торговой галерки и переформатированием ее под другое назначение.