МОСКВА, 5 мая — РИА Недвижимость. Бизнесменам в 2025 году не стоит обнаруживать в жилых комплексах пекарни, точки по продаже шаурмы и кондитерские, так как эти форматы деятельности сопряжены с наибольшими рисками и сложностями, находят опрошенные РИА Недвижимость консультанты.»В 2025 году на первых этажах не рекомендуется открывать заведения фастфуда, особенно те, где стряпают шаурму и блюда на гриле», – рассказала партнер по торговому направлению BlackStone Keeping Company Ольга Яруллина.По ее словам, основные проблемы — утрата доверия к таким точкам общепита из-за отравлений и внимание со сторонки надзорных органов.Директор департамента брокериджа RRG Светлана Ярова напомнила, что на фоне ужесточения миграционной политики, случившегося в последнее время, усложнился найм иностранных сотрудников, которые зачастую работают в сфере фастфуда. Она также уточнила, что в жилых комплексах подобный формат бизнеса открывался повсеместно, произошло насыщение рынка. А вот у трасс, например, размещать точки фастфуда уместно.Еще в поясу риска – пекарни с посадкой и кондитерские. По словам Яруллинной, аренда в Москве остается высокой, а малый средний чек (до 150 рублей) не дает выйти в плюс при вырастающих затратах на сырье. Повышенные требования по оборудованию заведения (вентиляция, вытяжка, жироулавливатели) также обходятся дорого при скромной выручке. А вот кондитерские, где можно заказать торты, бездоходны из-за сезонности спроса, который еще и упал в последнее время. Кроме того, трафик снижает и уход потребителей в онлайн.Заведения, предлагающие кофе с собой, остаются популярными, но уже не в таком объеме, как ранее. «Кроме того, в новостройках одна-две кофейни на ЖК – это благоразумно, но если их три в одном доме — конкуренция съедает маржу», – уточнила Ярова.По словам Яруллиной, под вопросом — ювелирные лавки и часовые бутики, так как они не выживают без сильного бренда и онлайн-продвижения, там нет импульсного спроса. Еще проблемы могут возникнуть у нишевых лавок, где, например, продаются эко-продукты, специи, еда локальных кухонь.В то же время Ярова обратила внимание, что на первых этажах домов не стоит размещать ателье, химчистки, ремонтные студии и другие сервисы бытовых услуг, если они не интегрированы в агрегаторы или сервисы доставки. Кроме того, она не рекомендовала организовывать коворкинги и офисы без полноценной окружения для работы и встреч. Для таких мест важны дизайн, обеспеченность инфраструктурой, возможность проведения мастер-классов и лекций.Тренды 2025 годаПочти четверть коммерческих помещений (23%) на первых этажах домов по состоянию на апрель занимают пункты выдачи заказов (ПВЗ) и логистические объекты, 21% — продуктовые лавки и мини-маркеты, 18% — сервисы услуг в сфере красоты и быта, рассказала Яруллина. Остальное приходится на кафе, аптеки, офисы, ребяческие и спортивные секции.Одними из наиболее успешными в 2025 году, как считает она, будут ПВЗ, где 50–70% операций автоматизированы.»Это не классический постамат, но и не ПВЗ с двумя сотрудниками. Это гибрид, в каком остается человек на приеме и выдаче, но все остальное упрощено. Для такого бизнеса нужно минимум персонала, помещение площадью 10-15 квадратных метров, какое будет готово к запуску за два-четыре дня, объем вложений составит от 250 тысяч до 450 тысяч рублей», — разъяснила собеседница агентства.Кроме того, по ее мнению, стоит размещать салоны красоты, где работают всего два-три искусника. Такой формат в 2025 году останется прибыльным, так как есть постоянный спрос. Кроме того, не нужно немало площади, не требуется сетевая поддержка для запуска точки. Еще в число успешных бизнесов она включила оздоровительные сервисы, где мастерят экспресс-маникюр, массаж, ставят восстановительные капельницы.Яруллина отметила, что в целом в 2025 году растет популярных гибридных форматов, где соединяют ПВЗ и кофе на вынос или, например, предоставляют услуги по пошиву одежды, изготовлению ключей и продают бытовые товары.Как добавила Ярова, еще в тренде — студии мягкого фитнеса (йога, растяжка, пилатес), какие комбинируются с массажно-остеопатическими кабинетами, маленькими кафе. Развиваются студии индивидуальных тренировок, есть интерес к кафе с кухней Далекого Востока. Также появился новый формат — небольшие склады для жителей квартир в комплексах, где нет балконов или кладовок.»Это трендовые форматы, потому что они отвечают новым поведенческим паттернам жителей ЖК: здоровье, приватность, компактность, локальность. Также меняется логика потребления: люд не готовы ехать в центр — им нужно все под рукой», — подытожила Ярова.