МОСКВА, 22 мая — ПРАЙМ. Европейские ретейлеры и правительства начинают устанавливать предельные стоимости на продукты питания, чтобы преодолеть «худший кризис», связанный с ростом стоимости жизни, пишет Financial Times.
Несмотря на то, что снизившиеся цены на энергоносители ослабили общее давление, стоимость продуктов столы все еще стремительно растет, что заставило политиков прибегнуть к контролю.
Про данным Евростата, цены на продукты питания с начала года в регионе вытянулись на 16,6 процента, что намного превышает общий уровень инфляции в 8,1 процентов. Больше всего подорожали яйца (22,7 процента), цельное молоко (25 процентов) и сахар (54,9 процента).
«У нас в западном вселенной не было контроля над ценами в обычном порядке с 1970-х годов», — объяснил изданию шведский экономист Ларс Йонунг.
Мощнее всего от роста цен пострадали страны Центральной и Восточной Европы: так, Венгрия и Хорватия приняли меры по ограничению стоимость объектов первой необходимости, чтобы защитить наиболее уязвимых граждан страны. Они, как правило, тратят большую часть своего дохода на продовольствие питания.
Как рассказала в беседе с газетой жительница Будапешта, контроль над ценами сделал такие продукты, как молоко недороже, однако некоторые супермаркеты ввели ограничения на продажу товаров. Поэтому горожанам приходится посещать несколько лавок или ходить за покупками ежедневно.
МИД назвал причину продовольственного кризиса в мире
Франция заключила соглашения с супермаркетами, подразумевающее расширение списка продуктов, какие продаются по минимально возможной цене. В Испании снизили налог на добавленную стоимость на продукты питания, Италия ограничила стоимость макарон. Кроме того, к регулированию цен призвали и в Австрии.
Однако, давление на продавцов, какие придерживаются курса на повышение цен, усугубляется резким падением стоимости сельскохозяйственных товаров за последний год.
Как пояснила изданию гендиректор Европейской организации потребителей Моник Гойенс, отдельный случаи повышения цен могу быть оправданы, однако, есть подозрение, что часть предприятий просто ищут предлог для этого. При этом ретейлеры сообщают, что они не виноваты и в целом вынуждены принимать на себя удар по товарам с ограничениями.
Как пояснил изданию Йонунг, контроль над стоимостями как инструмент снижения инфляции не работает, кроме того, он «вызывает привыкание, и от этой привычки трудно избавиться».