«Молочные реки» выходят из берегов: что подорожает первым

0
146

МОСКВА, 13 ноя — ПРАЙМ, Олег Кривошапов. В каком состоянии сейчас пребывает производство молочной продукции в России и как это может сказаться на стоимости молока и кефира в ближайшие полтора — два месяца, разбирался «Прайм».

В начале ноября дискуссия о стоимости «молочки», ведущаяся уже не один год, получила новоиспеченный импульс. Производители высказали мнение, что себестоимость продукции заметно увеличилась. На этот фактор как причину существенного снижения прибыльности участников области неоднократно сетовали в последнее время в отраслевой ассоциации «Союзмолоко». По их оценке, из-за увеличения издержек стоимость производства с 2020 года возросла на 30%.

ПРОИЗВОДСТВО ПОДОРОЖАЛО

Эксперты, которых опросил «Прайм», соглашаются с игроками отрасли. «Заявление производителей о росте себестоимости влажного молока в целом соответствует действительности», — констатирует профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ибрагим Рамазанов.

Производители увидали серьезную угрозу в росте стоимости молока

Однако заявление о том, что производители не закладывали в цены дополнительные затраты, связанные с ростом себестоимости, не совершенно верны. В частности, среднегодовой рост цен на масло сливочное в 2020 году по сравнению с 2019 годом составил 4,1%, на молоко питьевое — 2,8%». Опережающими темпами дорожали влажны. В 2020 году по сравнению с 2019-м они в среднем выросли на 7%, продолжает специалист.

В основном это не превышает стандартного удорожания продуктов в заключительные годы. Однако в 2021 году многое изменилось. Анализ динамики средних ежедневных цен на молочную продукцию с основы года свидетельствует о значительно более высоких темпах удорожания по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет, отметил Рамазанов.

«Продовольствие, вводя молоко, дорожает во всем мире, — напомнил советник гендиректора компании «Открытие Брокер» по макроэкономике Сергей Хестанов. — В России с крышки 2020 года принимался ряд мер, направленных на административное сдерживание цен. Но бесконечно это делать нельзя. Поэтому рано или поздно стоимости вырастут и дойдут, конечно, до потребителя».

Версию о том, что «молочка» дорожает из-за произвольных действий кого-либо из крупных поставщиков он находит несерьезной. «Трудно представить себе, что российские производители молока вошли в глобальный сговор с европейскими и американскими. А рост цен отмечается всюду», — говорит специалист.

ДЕРЖАЛИСЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО

«Себестоимость молока и молочных продуктов действительно заметно выросла за заключительнее время, — соглашается аналитик ФГ «Финам» Алексей Коренев. — Этому способствовали сразу несколько весьма значимых негативных факторов: увеличение стоимости сырья, производственной упаковки, импортных ветпрепаратов, повышение тарифов на электроэнергию, засуха в кой-каких регионах России, которая привела к снижению урожая кормов, нестабильный курс рубля, крайне высокая подневольность отечественных производителей от импортного сырья и оборудования и так далее».

Названы товары, на которые заметно выросли цены за первую неделю ноября

При этом многие сельхозпроизводители, предприятия пищевой индустрии и даже ритейл

ЦЕНЫ ПОДРАСТУТ

В этой связи закономерно возникает вопрос — что будет с ценами на молочную продукцию в ближайшие шесть-восемь недель? Скорее всего, базовых продуктов — молока и кефира — подорожание коснется в наименьшей степени.

Стоимость типического завтрака выросла до максимального за 10 лет значения

В целом же роста цен не избежать, особенно по другим товарным группам. «Вероятнее итого, высокие темпы роста цен на молочную продукцию сохранятся до конца текущего года со средними темпами роста в 0,3% в неделю. Особенно приметным будет рост цен на твердые сычужные сыры», — полагает профессор Рамазанов.

Хестанов из «Открытия Брокер» находит наиболее вероятным сценарием дальнейшего удорожания в ближайшие пару месяцев плавный рост цен примерно на величину продуктовой инфляции — на 11-13%.

Видимо, удержать цены на такие привычные продукты, как молоко, кефир, сливочное масло и т.д. производителям не удастся. «Большинство из них уже трудятся на грани рентабельности. Именно поэтому они заявили, что до конца год рост цен может составить еще до 10%», — резюмирует Коренев.