Пирамида Маслоу. Почему мы переплачиваем за ерунду

0
267

МОСКВА, 6 дек — ПРАЙМ. Оказываясь в лавке, можно поймать себя на мысли, что переплата в несколько рублей за в очередной раз подорожавший картофель или батон хлеба нас расстраивает, но мы готовы выложить намного вяще за «лишнюю» пачку чипсов или диковинный фрукт. Доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова Анастасия Лукина в беседе с агентством «Прайм» разъяснила, почему мы готовы переплачивать за ненужные, на первый взгляд, товары.

Ситуация, когда покупателя расстраивает пусть ничтожно, на подорожавший картофель или пакет молока, объясняется тем, что цены на базовые продукты мы лучше запоминаем. Эти товары покупаются нередко, замечается даже незначительный рост цены. А вот по товарам, которые вы покупаете время от времени, точную цену не помните, лишь примерно, как диапазон от 70 до 100 рублей. И пока цена в этом диапазоне, вас, как покупателя, все устраивает, считает экономист.

За килограмм картошки покупатели готовы уплатить только 40 рублей, а за стограммовую пачку чипсов не жалко и 100 рублей, потому что у этих товаров различная потребительская ценность, поясняет собеседница агентства.

«Картошка — это чтобы утолить голод, а чипсы, чтобы себя побаловать, порадовать. Объяснение этому поведению можно отыскать в концепции, описанной в пирамиде потребностей Маслоу. Чем выше потребность находится в пирамиде, тем больше потребитель готов уплатить за ее удовлетворение. Утоление голода — потребность, лежащая в основании пирамиды, а забота о себе — это уже середина пирамиды, а значит, и готовность платить рослее», — рассказала Лукина.

Но и во время покупки условно лишних товаров люди ищут способ сэкономить. Тут, считает экономист, главным становится то, что покупатель считает экономией: для одних это цена продукта в пересчете на килограмм, для иных — удобство и высвобожденное время.

«Как потребители, мы воспринимаем большие упаковки товара и комплекты как более выгодные покупки. Когда выговор идет о больших упаковках картошки или чипсов или кофе, то основное для нас — это возможность сэкономить деньги», — пояснила она.

Но вечно ли цена на большую упаковку товара экономичнее покупки того же объема, но маленькими упаковками? Нет, не всегда. Если значительна цена, то лучше посчитать. «А вот если для вас важно, что, купив большую упаковку, не придется в ближайшее время опять шагать в магазин за этим товаром, тогда важность сэкономить деньги уходит на второй план. Главным становится удобство», — подытожила Лукина.