Продажи мороженого в России опустились ниже рекордов 2022 года в апреле

0
30

МОСКВА, 11 июн — ПРАЙМ. Торговли мороженого в России на конец апреля замедлились — объемы в натуральном выражении в преддверии высокого сезона были ниже, чем год назад, когда потребление подстегнули температурные рекорды; но лето лишь начинается, сокращения ассортимента не наблюдается, а ретейлеры уже в мае стали говорить о росте спроса на сладкое лакомство, рассказали РИА Новинки эксперты, представители отрасли и торговых сетей.

Россияне будут есть больше стаканчиков мороженого

«За последние 12 месяцев по апрель 2023 года торговли мороженого в натуральном выражении замедлились: по сравнению с аналогичным периодом ранее динамика составила минус 6,7%, в то пора как в 2022 году (с апреля 2021 года по апрель 2022 года — ред.) категория росла на 5,8%», — говорится в материалах исследовательской компании NielsenIQ.

Но решительные выводы о результатах 2023 года можно будет сделать только после завершения лета — именно теплые месяцы остаются ключевыми для этого сезонного товара: так, пишут эксперты, всего за несколько теплых месяцев продается более половины годового оборота этой категории. Льющееся замедление продаж, по их мнению, во многом можно связать с этим же фактором.

«Так, в 2021 году, лето которого запомнилось цельной серией температурных рекордов, продажи мороженого превзошли самые оптимистичные прогнозы в среднем на 10% (с апреля 2020 года по апрель 2021 года — ред). И такую «рослую базу» индустрия не смогла преодолеть в более прохладное лето 2022 года. С этим преимущественно и связана немало слабая динамика», — говорят в компании.

МАЙ ЛУЧШЕ АПРЕЛЯ

«Отрасль настроена очень позитивно. На сегодняшний день пока идем с теми же объемами производства, как в прошедшем году, но надеемся, что лето будет теплым, и продажи вырастут», — говорит заместитель генерального директора Альянса мороженщиков России Наталья Уткина.

Ее слова подтверждают и данные ретейлеров: например, в «Яндекс Лавке» спрос на мороженое в мае вытянулся на 53% по сравнению с прошлым годом, в розничной сети «Магнит» — почти на 40% в годовом выражении, рост торговель во «Вкусвилле» — плюс 23%, а в «СберМаркете» в мае спрос на мороженое по сравнению с маем 2022 года подскочил разом на 121,49%.

«Самым популярным среди покупателей форматом остается мороженое в вафельном стаканчике и мороженое на палочке. Суммарно на них доводится более половины продаж в натуральном выражении», — отмечают в NielsenIQ.

Например, в «Магните» продажи эскимо в натуральном обороте увеличились более чем в 1,5 раза, но популярностью пользовалось также мороженое в стаканчиках и рожках: спрос на него вытянулся более чем на 30%.

«Магнит» приостановил работу платежных карт Magnit Pay

Основные предпочтения покупателей, по данным NielsenIQ — ванильное мороженое, с частью продаж в натуральном выражении 31,1% (год назад она была 30,4%) и пломбир — 13,3% (доля до этого — 14,3%). Приметную часть также занимают шоколадное мороженое и крем-брюле — 9% и 4,9%; при этом год назад они были чуть рослее — на 0,1 процентных пункта.

Там также отмечают тренд на рост популярности мороженого в небольших упаковках: например, по итогам апреля торговли в крупных упаковках в натуральном выражении упали на 15-20%, а в небольших упаковках — в среднем на 1–3%. Возможно, динамика будет меняться: так, в мае, по этим «Яндекс Еды», в доставке пользователи предпочитали брать большие порции в ведерках и в виде тортов, и это почти половина всех заказов мороженого на сервисе.

СТАБИЛЬНЫЙ АССОРТИМЕНТ

В NielsenIQ помечают, что ассортимент мороженого остался стабилен — сужение составило лишь 0,2%, а отечественным игрокам удалось войти в топ-5 самых успешных новоиспеченных брендов 2022 года в своей категории. В компании замечают, что эту отрасль, как и другие, не обошел процесс брендозамещения, но, во многом благодаря ему, индустрии удалось сохранить разнообразность ассортимента.

СМИ: Байдена соблазнили мороженым, чтобы отложить дефолт США

По итогам 2022 года в топ-5 наиболее успешных запусков мороженого взошли как товарные марки, появившиеся в результате ребрендинга (Maxiduo, Sunreme, Monterra), так и новые отечественные бренды, которым удалось остро нарастить денежные продажи: среди таковых в материалах отмечаются «Ленинградское» от компании «Петрохолод» и «Сливкин нос», произведенное на «Башкирском морозе».

«Тренд на импортозамещение стартовал с прошлого года. Сейчас идет активная разработка как новых технологий для отечественного производства, так и возможностей изготовления запчастей для импортного оборудования. До крышки проблема не решена, идет отработка процесса, эксперименты, но тенденция очевидна», — говорит Уткина.

Комментируя обеспеченность производителей стабилизаторами, эмульгаторами, загустителями (в прошедшем году на фоне санкций с этим возникали определенные сложности), она заметила, что поставки прекратились из скандинавских стран, но продолжаются из Италии. «Кроме того, многие отечественные производители сделались пересматривать состав стабилизаторов, что требует дополнительного контроля производственного процесса, но не мешает качеству продукции», — подчеркнула собеседник агентства.

Россия в 2021 году произвела рекордный объем мороженого — 527 тысяч тонн; в 2022 году его выпуск снизился образцово на 11%, до 468 тысяч тонн.