МОСКВА, 15 янв — ПРАЙМ. Эксперимент по маркировке табачной продукции стартует в России 15 января, он будет протекать до 31 декабря 2018 года. По итогам эксперимента будет установлена целесообразность перехода на обязательную маркировку сигарет.
С января в тестировании системы маркировки могут участвовать производители сигарет, оптовики и предприятия розничной торговли, с 1 июля к нему смогут примкнуть и импортеры. Табачные компании JTI, British American Tobacco (BAT) и Philip Morris International (PMI) уже заявили об участии в эксперименте, Imperial Tobacco такую возможность рассматривает.
В ходе эксперимента сигареты будут маркироваться двухмерным кодом в формате Data Matrix. Штрих-код будет наноситься на любую пачку и блок сигарет. Он будет содержать информацию, какая может подтвердить подлинность продукции: наименование марки сигарет, дату, пункт и время ее производства. Покупатели смогут отсканировать штрих-код и получить информацию о стопке при помощи мобильного приложения.
Оператором информационной системы в рамках эксперимента выступает Середина развития перспективных технологий (ЦРПТ). Предполагается, что пилотный проект позволит проверить эффективность механизма маркировки для обеспечения подлинности табачной продукции, а также для противодействия ввозу в РФ контрафакта.
Повысит ли маркировка цены на сигареты — еще только предстоит понять. Глава отдела «БАТ Россия» (российская структура BAT) по противодействию нелегальной торговле табачными изделиями Максим Курганский отметил, что эксперимент по маркировке должен дать ответы на проблемы о себестоимости одной метки и возможном влиянии маркировки на стоимость сигарет.
По мнению вице-президента по корпоративным вопросам PMI в России Сергея Слипченко, использование нынешней цифровой технологии в новой маркировке не должно привести к существенному росту последней стоимости продукта и перебоям в поставках продукции на российский базар. В свою очередь, вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Киселев уверен, что проведение эксперимента не повергнет к увеличению стоимости сигарет в рознице.