Россиянам не делают скидки: куда пропали новогодние распродажи

0
69

МОСКВА, 14 янв — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Новогодних и рождественских распродаж в минувшие праздники было заметно меньше, а некоторые категории товаров вообще не удешевили. С чем это связано и осталась ли возможность приобрести нужное со скидкой — в материале «Прайм».Почему «суперсейл» сдуваетсяТрадиционные новогодние распродажи в этом году миновали в усеченном формате — многие покупатели расстроились из-за малого размера скидок, какие к тому же затронули лишь отдельные позиции или неходовые размеры. Электроника и бытовая техника почти не мертвечины в цене, не было акций на мебель, товары для дома, аксессуары и украшения. Автодилеры и вовсе отказались от рождественских скидок.Это связано с цельным рядом причин, главная из которых — инфляция. По итогам 2023 года официальных этих пока нет, но ожидается, что она составит 7-8 процентов. Неофициально ее рост оценивают еще выше, а по отдельным группам товаров стоимости подскочили примерно на треть.При этом потребительский спрос снижается на фоне стагнации реальных доходов граждан и перехода к сберегательному поведению. Банки, повинуясь давлению ЦБ, ужесточают обстоятельства кредитования, поэтому заемных средств в распоряжении населения стало меньше.На этом фоне производители и ретейлеры усердствуют избежать резкого повышения цен, чтобы продажи не рухнули окончательно. «Магазины уже и так уменьшили свои наценки с учетом сужения целевой аудитории (это прикасается, в основном, премиального сегмента) и сокращения ее платежеспособности», — говорит экономист Светлана Казанцева.Специфический пример — авторынок. Новые автомобили за год, по данным «Авто.ру», подорожали на 17 процентов, тогда как рублевка рухнул на треть. Между тем, даже в отечественных автомобилях валютная составляющая велика, а к ней надо добавить рост затрат на логистику и зарплату персоналу. Но повышать стоимости еще сильнее — значит, получить провал продаж. Бизнесу приходится идти на уменьшение доходов, потому «зазора» для скидок попросту не остается.Еще одна причина — недоверие потребителей к распродажам. Сообразно опросу Института общественного мнения и «СберМаркетинг», 54 процента респондентов верят, что скидки реальны, а 46 процентов — что создается лишь видимость снижения цен. И скептиков становится все вяще.Смена трендовИ, наконец, свершившийся глобальный переход торговли в интернет-пространство. За последние годы число торговых точек в столице и крупных городах сократилось. Проходимость в торговых серединах заметно снизилась, клиентов стало меньше. В условиях оттока покупателей аренда для их собственников стала неприемлемой и многие удалились в онлайн-торговлю.По данным того же опроса, абсолютное большинство — 80 процентов — в ноябре мастерили покупки на сайтах крупных ретейлеров — Ozon, МегаМаркет, Wildberries, AliExpress и «Яндекс Маркет», 40 процентов — в физиологических магазинах, а 33 процента — в онлайн-магазинах отдельных брендов.Кроме того, сезон распродаж в этом году распялят во времени. Он начался в ноябре, еще до старта «черной пятницы». Потом плавно перешел в рождественские (с половины декабря) и новогодние распродажи, которые продлятся до конца января-начала февраля.»В целом график скидок за заключительные годы резко ушел в конец осени-начало зимнего периода. Поэтому в начале января распродаж сделалось заметно меньше», — констатирует доцент кафедры Маркетинга РЭУ им. Г.В.Плеханова Анна Цветкова.Санки и валенки с дисконтомОднако есть несколько категорий, в каких «настоящие» распродажи еще остались. Прежде всего, это детские товары, обувь, сезонная одежда, товары для спорта. «Скидки на бренды обыкновенно доходят до 20-30 процентов, сетевые магазины устанавливают их в соответствии со своей политикой и дисконт может достигать и 60-70 процентов», — отметил гендиректор Интернациональной ассоциации развития Маркетплейсов и Предпринимателей (МАРМП) Алексей Молодых.В магазинах нового бренда Maag, какой в прошлом году сменил испанскую Zara, пошли еще дальше — скидки доходят до 80 процентов. Стоимости на куртки стартуют от 999 рублей, на джинсы — от 799 рублей. Схожие обстоятельства предлагают Vilet, DUB и Ecru — российские аналоги брендов Inditex.При этом в кое-каких магазинах и на отдельные категории товаров дисконт может быть чисто символическим — до 10 процентов.Еще одинешенек сегмент — фитнес-индустрия: они заманивают пользователей предложениями о фантастических скидках (два года по стоимости одного). Но это объясняется спецификой бизнеса — ведь чем больше клиентов, тем выше прибыль фитнес середин, ведь на практике полноценно занимается лишь треть купивших абонементы.Что покупатьВсе это вовсе не означает, что распродажами необходимо пренебрегать — это по-прежнему неплохая возможность приобрести необходимое немного (и даже прилично) дешевле. Ключевая лукавство — отслеживать цены еще до акции, в том числе, на сайте производителя. Это поможет отличить истинную скидку от дутой.Заключительных, кстати, становится меньше: по словам Молодых, в 2024-м рождественские распродажи в большей своей доли перестали быть фейковыми. За этим следила Федеральная антимонопольная служба, которая предупредила о проверках. Это сделалось одной из причин аккуратности бизнесменов.Формулируя правила для желающих сэкономить, эксперты напоминают: заблаговременно определитесь с выбором необходимых вещей и не покупайте лишнего, соблазнившись «фантастической скидкой». Установите на смартфон приложения излюбленных магазинов — это поможет быстро отслеживать акции на выбранные вами вещи в корзинке. Не стоит покупать слишком трендовые вещи — они быстро выйдут из моды.И запомните: любой товар, в том числе, приобретённый на распродаже, можно вернуть или обменять в течение двух недель. В случае отказа обращайтесь в Роспотребнадзор и в суд. Исключение — если до покупки вас предупредили о дефектах, и они детально описаны в товарном чеке.