Рост цен на бензин продолжит бить рекорды

0
428

МОСКВА, 4 мая — ПРАЙМ, Александр Кожемякин. Острое подорожание бензина на АЗС связано с увеличением оптовых цен, ростом акцизов, сокращением предложения и отсутствием реальной конкуренции, находят аналитики. По данным Московской топливной ассоциации, за апрель  посредственные цены на бензин АИ-92 на московских заправках выросли на 1,25 рублевки — до 39,9 рубля за литр (рост составил 3,03%), литр топлива АИ-95 в посредственном подорожал на 1,23 рубля — до 43,07 рубля (прибавка 2,86%).  

Отмечается, что половина роста цен на бензин в столичном регионе случилась за последние десять дней — с 23 апреля по 3 мая. За этот этап литр АИ-92 подорожал на 69 копеек, АИ-95 — на 64 копеек. Розничные стоимости на бензин подняли все АЗС, как крупные вертикально-интегрированные компании-производители, так и владельцы небольших самостоятельных сетей.

Тревожные сообщения о резком подорожании топлива приходят не лишь из Москвы. Буквально за месяц в Кузбассе цена на бензин всходила трижды. Общий рост составил 70 копеек. Если в начине апреля АИ-92 стоил 37 рублей за литр, то сегодня его отпускают по 37,7 рублевки. Повышение цен на топливо наблюдалось в 13 регионах страны, самый низенький показатель отмечен в Татарстане, где стоимость бензина и дизельного топлива возвысилась на 1,1%. В Саратовской области топливо подорожало на 6,2%. 

Ничего сверхъестественного

В подорожании топлива нет ничего сверхъестественного, находит главный редактор независимого агентства «Аналитика товарных базаров» Артем Рахманкулов. По его словам, ситуация объяснима, поскольку розница растет вдогонку за оптовыми ценами. Закупочная стоимости бензина существенно вытянулась за последние два месяца. Если взять биржевой индекс Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) «Регуляр-92», то за заключительные два месяца (с 5 марта по 4 мая) он вырос почти на 9 тысяч рублей за тонну. Таким манером, розничные цены пытаются догнать оптовые, и этот рост лишь начинается, считает эксперт.

Дворкович не исключил небольших колебаний цен на бензин

По словам Рахманкулова, в первую очередность, это происходит из-за масштабных ремонтов на НПЗ, которые начались этой весной (их пик пришелся на апрель).

Кроме того, рост обусловлен рекордным степенью экспортного паритета. «Из-за  налогового маневра и сильного роста цен на нефть и нефтепродукты на всемирном рынке в последние пару месяцев, поставка топлива за рубеж с крышки 2017 года стала давать очень высокую доходность сравнительно продажи на внутреннем рынке. Это оказывает дополнительную поддержку стоимостям на бензин и дизельное топливо», — говорит Рахманкулов.

С 2015 года в России завязался налоговый маневр в нефтяной сфере. В разные периоды поре декларировались различные цели этой реформы, которая имеет различные стратегические и тактические задачи. Среди основных – постепенное выравнивание ставки экспортной пошлины на нефть и беспросветные нефтепродукты, а также снижение ставок акциза на светлые нефтепродукты. Налоговый маневр принимался для стимулирования увеличения глубины переработки сырья на российских НПЗ.

Налоговый маневр формировался, когда стоимости на нефть были высокими, соответственно и пошлина при тех обстоятельствах рассматривалась другой. Кроме того, изначально маневр предполагал снижение ставок акциза на ясные нефтепродукты, однако бюджету стали необходимы дополнительные поступления, из-за чего акцизы на топливо визави повысили. В результате поставки топлива за рубеж стали привлекательнее, чем его реализация на внутреннем базаре.

Рост цен на бензин – это перманентный процесс, который продолжается в России уже 10 лет, помечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Александр Пасечник. По его суждению, это обусловлено тем, что на рынке сложилась олигополия, и никакой реальной конкуренции нет. Попытки развивать биржевую составляющую торговли ни к чему не повергли, считает аналитик.

По словам Пасечника, в России завершился выборный цикл, когда работал негласный мораторий на повышение цен на топливо. Росстат до середины марта фиксировал, что стоимости на бензин «замерзли». Теперь нефтяники, по сути, добирают то, что не добрали в начине года.

Бензин продолжит дорожать

Скорее всего, рост цен на бензин продолжится. В частности, летом нас ждет очередное повышение акцизов, и это наложит добавочную нагрузку на цены, считает Рахманкулов. С этим мнением согласен и Пасечник. Он не выключил, что и на следующий год запланирована индексация акцизов, поэтому все говорит о дальнейшем росте цен на бензин. 

Повышение экспортных пошлин, какое возможно в этом году, не увеличит поставки топлива на внутренний базар, считают аналитики. 

Налоговый маневр привел к тому, что пошлина на ясные нефтепродукты низкая. По оценке Рахманкулова, изменение пошлины на ясные нефтепродукты ожидается на уровне 3-5 долларов, что снизит доходность экспортных поставок итого на 350 рублей за тонну. Если взять текущий экспортный паритет, то оптовая стоимость, по которой можно продать дизельное топливо за рубеж, превышает стоимость внутреннего рынка примерно на 2 тысячи рублей за тонну, а по бензину на 4 тысячи рублей. Таким манером, снижение доходности на 350 рублей – это очень незначительная сумма, поясняет Рахманкулов.

При этом он ожидает улучшения ситуации на оптовом базаре ближе к концу мая-началу июня. К этому периоду завершится порядочная часть ремонтов на НПЗ, и предложение нефтепродуктов на рынке должно вытянуться. «Хотя, конечно, с экономической точки зрения нефтяным компаниям выгоднее вывозить нефтепродукты», — считает эксперт.

Зданиие Федеральной антимонопольной службы РоссииФАС: «Роснефть» устранила нарушения в биржевой торговле бензином после предупреждения

Базару нужны оперативные меры

ФАС пытается что-то делать с острым ростом цены на топливо, но пока безрезультатно, отмечают аналитики. ФАС и Минэнерго уже подготовили распоряжение об увеличении минимального норматива продаж бензина и дизельного топлива на бирже. Сообразно приказу, норматив предложено увеличить с 10% до 15% от производства бензина и с 5% до 7,5% от производства дизельного топлива. 

По оценке Рахманкулова, пока эти меры остаются на степени рассуждений. В Минюсте в середине апреля был зарегистрирован документ, сообразно которому у нефтяных компаний не будет учитываться объем нефтепродуктов, реализованных собственным или связанным с нефтяниками сбытовым структурам. В последние годы нефтяные компании, торгуя определенные объемы нефтепродуктов на бирже, попутно продавали нефтепродукты своим сбытовым структурам, и эти объемы шли в всеобщий зачет минимального объема продаж, поясняет Рахманкулов.

Новоиспеченный приказ подразумевает, что объемы, которые выкупили сбытовые структуры, не будут учитываться. Однако, этого недостаточно, и базар ждет увеличения нынешнего минимального норматива продаж бензина и дизельного топлива на бирже.

Мишени властей – удержать рост цен в рамках инфляции, считает Пасечник. В прошедшем году эта цель не была достигнута. «Низкая инфляция не означает, что стоимости на бензин должны превышать инфляцию в 3 раза. Нынешний скачок цен – очередной маяк для ФАС, какая должна глубже мониторить цены и принимать определенные решения», — находит аналитик. По его мнению, рычаги влияния у антимонопольной службы есть, но ФАС ими не пользуется.

Он напомнил, что оборотные штрафы налагались на отдельные региональные дочки, а никак не на вертикально-интегрированные нефтяные компании. А когда компании и ФАС приходили к всемирным соглашениям, цены на заправках отступали на 10-15 копеек, а через месяц-другой начинали вырастать. 

Как поддержать АЗС

Все аналитики согласны с тем, что независимые АЗС сейчас находятся в тяжелом положении- из-за роста оптовых цен на топливо рентабельность бизнеса минимальна. 

Чтобы исправить ситуацию воли придумывают порой странные меры поддержки автозаправок. К таким можно, к образцу, отнести проект федерального закона об отмене запрета на торговлю слабоалкогольных напитков на АЗС. Комментируя законопроект, Рахманкулов сказал, что эта мера, вероятно, поможет автозаправкам, однако неизвестно, как быстро примут этот закон и зачислят ли его вообще.

«Проблемы существуют здесь и сейчас, а законы, как и распоряжение об увеличении минимального норматива продажи топлива на бирже, пока не зачислены. Рынку скорее нужны какие-то оперативные меры, каких пока не видно», — сказал Рахманкулов.

По словам Пасечника, в этом году стоимости на топливо уже обогнали инфляцию, и регуляторам впору обратить на это внимание. За рецидив картелей предусмотрено кара вплоть до уголовного, и ФАС должна пользоваться этими рычагами. Торговлю слабоалкогольных напитков на АЗС он считает неэффективной.