МОСКВА, 12 июл — ПРАЙМ. Рыбохозяйственная область России, как и все другие, оказалась подвержена влиянию коронавируса, однако в целом можно говорить, что она справилась с вызовами: критических проблем нет, объемы вылова вырастают, повышается и экспорт. Накануне российского Дня рыбака агентство «Прайм» опросило участников отрасли, как она чувствует себя на поле борьбы с коронавирусом в мире.
День рыбака отмечается в России во второе воскресенье июля, в этом году праздник доводится на 12 июля. Рыболовство играет важную роль как в целом в российской экономике, так и в жизни многих российских регионов, и пандемия не изменила этого. Глава Росрыболовства Илья Шестаков отмечает: в условиях коронавируса отрасль работает стабильно.
«Несмотря на пандемию, нами была организована труд и с рыбаками, и с Роспотребнадзором. Во многом по этой причине у нас не было серьезных случаев, которые могли повлиять на отрасль. Но мы, тем не немного, не теряем бдительности», — сказал Шестаков.
Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев указывает, что даже в этап карантина промысел и переработка рыбы в России не приостанавливались. «В море и на береговых предприятиях, чтобы не допустить дефицита рыбы и рыбопродукции в России, сидело около 100 тысяч человек», — говорит он.
ВЫЛОВ РАСТЕТ — И ЭТО НЕ ТИПИЧНО ДЛЯ ДРУГИХ СТРАН
Зверев отметил, что коронавирус не оказал негативного воздействия на результативность российского промысла. Так, по данным Росрыболовства, по состоянию на 8 июля вылов водных биоресурсов составил 2,641 миллиона тонн, что на 7% вяще, чем за аналогичный период прошлого года. При этом вылов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне вырос на 10,3% — до 1,904 миллиона тонн.
ВАРПЭ прогнозирует, что в 2020 году российские рыболовы увеличат вылов до 5,2 миллиона тонн, причем половина этого объема поступит на внутренний рынок. Зверев также помечает: рост объемов вылова по итогам первых шести месяцев года — не типичная для мировой рыбной индустрии ситуация.
«Сообразно докладу ФАО, распространение по всему миру новой коронавирусной инфекции привело к тому, что флот многих стран простаивает, преступлены логистические цепочки. Это произошло не только из-за снижения спроса на глобальном рынке рыбы, но и из-за ограничения на передвижение экипажей и кораблей — запрета на вход судов в порты, политики физического дистанцирования для членов экипажей и других», — поясняет он.
Глава Росрыболовства показал: по предварительным данным Росстата, объем экспорта рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов из РФ за январь-май 2020 года увеличился на 3% к прошедшему году и составил 1,01 миллиона тонн. «Кроме того мы видим, что в последние месяцы растет доля выпуска мороженого филе и рыбных консервов — оправдывается наш курс на уход от сырьевой модели и производства, и вывоза», — добавил Шестаков.
ЧАРТЕРЫ ДЛЯ РЫБАКОВ
Заместитель директора УК «Норебо» Сергей Сенников также отмечает: динамика промысла в основном отвечает планам работы судов, хотя и возможны отставания по выбору части квот на добычу водных биоресурсов. «Пока ситуация не критическая», — сообщает он.
Тем не менее COVID-19 все же внес коррективы в промысел рыбы. По словам Сенникова, основные проблемы, которые возникли в связи с пандемией, связаны со сменой экипажей на рыболовных кораблях. Например, это касается необходимости доставлять экипажи чартерными рейсами, если судно работает в удаленном районе. Иной аспект — необходимость помещения экипажей на двухнедельную обсервацию до и после рейса.
«Кроме этого, в случае срочной нужды произвести замену специалиста на судне, оперативно подыскать такого человека очень сложно. Из-за этого в линии отдельных случаев пришлось продлевать рейсы членам экипажа», — продолжает собеседник.
В результате, добавляет он, подобные добавочные расходы привели как к финансовым потерям, так и к отставанию по планам освоения квот. Президент ВАРПЭ указывает, что, по оценкам ассоциации, до крышки 2020 года расходы рыбопромышленников на обеспечение мер по защите людей на производстве составят около 12 миллиардов рублей.
«Для предотвращения вспышек инфекции на заводах и рыбопромысловых кораблях наши предприятия внедряли специальные программы защиты. В том числе предпринимались особые меры при оформлении транспортных и промышляющих судов при прибытии их в порт, меры обсервации для вахтовиков, прибывающих на путину, а также по обеспечению работников необходимыми оружиями защиты», — рассказывает Зверев.