МОСКВА, 27 июн — ПРАЙМ, Анна Подлинова. ФАС России возбудила антимонопольные дела против сетей ресторанов Burger King, «Шоколадница» и «Му-му». Вином стали завышенные цены в кафе московских аэропортов «Домодедово» и «Жуковский». По словам замруководителя управления ФАС по Московской районы Дмитрия Стрельникова, данные сети питания могут быть оштрафованы на 15% от витка в воздушных гаванях. Он не исключил, что служба возбудит дела против иных сетевых предприятий, работающих в аэропортах. Эксперты считают, что рослые цены на еду в аэропортах являются проблемой всей страны и советуют ФАС обратить вящее внимание на регионы.
Председатель Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаил Аншаков сетует, что проблема рослых цен на общепит в аэропортах касается всех областей России. «Во немало российских аэропортах творится практически беспредел. Даже не столько в Москве, сколько в регионах. Сетований к нам поступает очень много. ФАС давно пора было этим заняться», — произнёс он агентству «Прайм».
По его словам, зачастую между администрацией аэропорта, какая предоставляет торговые места, и компаниями, которые их занимают, складываются неформальные взаимоотношения. «Практически выходит коммерческий подкуп», — объяснил он, заметив, что таким манером предприниматели «отбиваю» вложенные в доступ к месту в аэропорте оружия. «Эта практика распространена повсеместно: по всей стране цены в аэропортах рослее. Создается некая локальная монополия. Странно, что ФАС до сих пор ничего с этим не мастерила», — отмечает он.
По мнению Аншакова, необходимо предпринимать более энергичные меры, чем устранение локального случая, добавив, что масса жалоб от людей поступает не только на цены в общепитах и сферу торговли, но и на транспортную инфраструктуру, причем хуже итого ситуация обстоит за пределами столицы. «В регионах это вообще огромная проблема. Там нарушений вяще, они носят массовый характер. Мы видим это по нашим жалобам», — произнёс он, заметив, что наиболее остро ситуация обстоит на Дальнем Восходе, в Сибири и в Самаре. Аншаков считает, что ФАС необходимо внимательнее отслеживать ситуацию в регионах.
Сопредседатель Альянса потребителей «Росконтроль» Александр Борисов отмечает, что причиной острого взлета цен, как на товары первой необходимости, так и на питание и досуг в аэропортах сделалась популяризация авиатранспорта у населения и, как следствие, открытие новых терминалов. «К сожалению, не лишь аэропорты Москвы и Санкт-Петербурга являются вопиюще дорогими (особенно Москва), но и аэропорты, как минимум всех городов-миллионников, — это и Екатеринбург, и Самара. Это не попросту случаи, — это давно сложившаяся система, а потребитель является ее заложником», — произнёс Борисов.
Он отметил, что согласно закону, итогом расследования может быть штраф, зависящий от доли инкриминируемой статьи. «Например, согласно статье 14.31 КоАП РФ, карой может стать как штраф до 1 млн рублей, так и штраф, исчисляемый из процентов (0,15) от витка компании, что может быть весьма существенным», — пояснил он.
Борисов сообщает, что сейчас сети будут объяснять завышенные цены «чудовищными арендными ставками площадей». По его суждению, в этом случае необходимо проверить хозяйственную деятельность аэропортов в доли сдачи площадей в аренду. Для того же, чтобы действительно разобраться в ситуации, необходим системный подход с осуществлением постоянного контроля, считает он. «То, что столичными аэропортами занялись «подсучив рукава», может стать явным сигналом и для торговых точек в иных аэропортах России, — пора снижать аппетиты», — заключил юрист.
Расследование продолжается
Стрельников не выключил, что могут быть новые возбуждения дел против сетей столы в аэропортах «Домодедово» и «Жуковский» из-за установления монопольно рослых цен. При этом анализ ситуации в «Шереметьево» еще не завершен.
В аэропортах Москвы, кроме уже наименованных, работают также такие сетевые предприятия, как Sbarro, Subway, «Елки-Палки», «Крошка-картошка», KFC, «Теремок», «Кофе Хауз», «Кофемания», Cinnabon, «IL Патио», Costa Coffee, «Макдоналдс» и ряд иных.
Представитель сети ресторанов Subway объяснила завышенные стоимости в аэропортах, в том числе высокой арендной платой — она минимум в 2 раза рослее, чем в городе. Отличаются и первоначальные инвестиции (затраты на логистику, персонал, безопасность).
Комментируя это заявления, Стрельников напомнил о вылитее ситуации, которая имела место пару лет назад. По его словам, тогда в линии случаев было установлено, что доход превышал необходимые затраты точки питания на территории аэропорта. То есть, аренда в том случае не сыграла ключевой роли, пояснил он.
В «Домодедово» агентству «Прайм» известили, что в аэропорту на сегодняшний день функционируют более 40 точек столы, представляющие множество брендов и концепций, а также более 65 продуктовых вендинговых аппаратов от 4 операторов.
«Задача аэропорта гарантировать разнообразие в ассортименте блюд и товаров для посетителей. Ценовая политика — прерогатива концессионера, и аэропорт не определяет стоимости для конечного потребителя. Доходы аэропорта формируются за счет арендных платежей, какие платят концессионеры», — пояснили в пресс-службе, заметив, что размер арендной ставки — это итог открытых торгов, которые проводятся по каждой площадке, назначенной для размещения торгового объекта или точки питания.