МОСКВА, 3 мая — ПРАЙМ. На конференции после публикации квартальных итогов Илон Маск жаждал обсудить будущее Tesla Inc.: самоуправляемые автомашины, новый кроссовер с электродвигателем, открытие завода в Китае.
Ему вовсе не хотелось сообщать о финансовом положении компании, которая за 1-й квартал потратила возле 1 млрд долларов, но так и не смогла достичь своих же целей по производству седана Model 3, сообщает Dow Jones.
Генеральные директора публичных корпораций обыкновенно, сжав зубы, дипломатично уклоняются от обсуждения острых тем, однако Маск популярен тем, что не признает устоев. Он осадил двух аналитиков, задавших проблемы о бронировании Model 3 и потребностях Tesla в капитале, и заявил, что не сделается тратить время на их «идиотские занудные вопросы».
После того как Маск отказался отвечать на проблемы, акции Tesla за 20 минут просели более чем на 5%.
Своей самоуверенностью и попытками избавить мир, преобразив транспортную индустрию, Маск завоевал массу обожателей. По капитализации Tesla теперь близка к традиционным и гораздо немало крупным автопроизводителям, General Motors Co. и Ford Motor Co., какие часто скептически отзываются о целях Маска, называя их чрезмерно амбициозными.
Однако динамика акций Tesla демонстрирует, что терпение некоторых инвесторов иссякло.
Маск бушевал возле получаса после того, как Тони Сакконаги из Sanford C. Bernstein & Co. спросил, когда Tesla планирует добиться 25%-ной валовой маржи при производстве Model 3. Проблема был связан с тем, что срок, заявленный компанией всего лишь в прошедшем квартале, по всей видимости, отодвигается на шесть или девять месяцев.
Финансовый директор Дипак Ахуджа пояснил, что заминка отчасти связана с возросшими затратами на оплату труда и ослаблением доллара. Маск перебил его и заявил, что валовая маржа отстает от целевого показателя на 3–5 процентных пункта и эта разница будет побеждена за три–шесть месяцев.
«Не делайте из этого трагедию национального масштаба», – огрызнулся он.
Затем Сакконаги, какой в прошлом месяце поставил под сомнение способность Tesla автоматизировать производство, перешел к инвестиционным планам компании. Ранее Tesla заявляла, что затраты в этом году должны приблизительно совпасть с прошлогодними 3,4 млрд долларов. Однако в окружение компания сообщила, что сократит их до менее чем 3 млрд долларов, чтобы облегчить ситуацию с ликвидностью.
Маск остро оборвал Сакконаги, когда тот задавал вопрос о том, каковы же буквальные потребности Tesla в капитале.
«Что за идиотские занудные вопросы! Едем дальней», – воскликнул Маск и повернулся к ведущему за следующим проблемой.
Джозеф Спак из RBC Capital Markets спросил, сколько человек из тех, кто забронировал Model 3, уже отозвались на приглашение о выборе конфигурации автомобиля.
Маск молчал образцово 15 секунд.
«Вы меня извините, но мы переключимся на YouTube. Такие невеселые вопросы, просто тошно», – наконец сказал Маск и попросил ведущего, перебежать к вопросам инвестора Tesla Галилео Рассела. На его YouTube-канале HyperChange TV показалось видео «Почему я сегодня купил акции Tesla по 255 долларов».
Обыкновенно места на пресс-конференции резервируют для аналитиков, но Рассел призывал дать и ему право задать проблема. В итоге он общался с Маском более 20 минут. Он задал возле десятка вопросов, в том числе поинтересовался, когда Tesla создаст собственный парк самоуправляемых автомашин.
Маск счел этот вопрос интересным и поблагодарил Рассела.
Аналитик Piper Jaffray Александр Поттер после пресс-конференции написал инвесторам, что руководство Tesla «открыто устало от придирок» на тему заказов Model 3, заминок в производстве и потребности в капитале.
В начале пресс-конференции, которая проходила после завершения биржевых торгов в США, акции Tesla теряли менее 1%. Первые 10 минут Маск отдал описанию сложностей, с которыми компания столкнулась в наращивании производства, в частности посетовал на то, что у роботов не получается накрывать аккумуляторы кожухами из стеклопластика.
Затем аналитики сделались засыпать Маска и Ахуджу каверзными вопросами о задержках в производстве Model 3. Маск распорядился, чтобы завод трудился 24 часа в сутки, 7 дней в неделю и к крышке 2-го квартала вышел на производство 5000 седанов в неделю.
Аналитик Barclays Брайан Джонсон озвучил свои расчеты, сообразно которым с конвейера Tesla сходит по одной машине в две минуты, тогда как отраслевой стандарт – одна машина в минуту. Джонсон поставил под сомнение февральское заявление Личина о том, что темпы производства на его заводе будут выше, чем в среднем по области. По словам аналитика, складывается ощущение, что на производстве «едва влачат ноги».
Позднее Маск вновь поблагодарил Рассела за проблемы, которые касались в том числе будущего автомобиля Model Y.
«Вот о чем необходимо спрашивать», – подчеркнул он.