Старт маркировки не означает моментальный запрет товаров без меток

0
315

МОСКВА, 29 ноя – ПРАЙМ, Анна Киселева. Первого декабря в России начинается непременная маркировка целого ряда товаров. означает, что производители и импортеры должны будут наносить на свою продукцию цифровые коды, кормящие данные об изготовителе и этапах движения товара от завода до магазина. Такие коды будут появляться на фотоаппаратах, парфюме, автомобильных шинах и покрышках, а также на кое-каких изделиях легкой промышленности, включая пальто, плащи, куртки, постельное и столовое белье. Предполагается, что система позволит снизить часть нелегальной продукции в стране.

О готовности компаний к маркировке, ее влиянии на цены, возможных последствиях и больших данных рассказал в интервью агентству “Прайм” министр индустрии и торговли Денис Мантуров.

— В декабре в России начинается обязательная маркировка нескольких категорий товаров. Предусмотрены ли для них переходные этапы, на какие этапы они будут разделены и что будет происходить в каждый из этих этапов?

— С 1 декабря этого года мы переходим к запуску непременной маркировки по широкому ряду товаров: шины, фотокамеры, духи и отдельные позиции товаров легпрома. Но это не означает, что мы одномоментно запретим виток всей непромаркированной на 1 декабря продукции. Совместно с участниками рынка и заинтересованными ведомствами мы разработали сроки поэтапного вступления в мочь требований об обязательной маркировке этих товаров. Эти сроки учитывают готовность отраслей, а также особенности товарооборота и уложившиеся бизнес-процессы: 1 декабря 2019 года компании смогут зарегистрироваться в информационной системе маркировки и начать заказ кодов. Проекты постановлений, какие утверждают правила маркировки товаров, разработаны Минпромторгом России совместно с заинтересованными ведомствами, бизнесом и оператором информационной системы маркировки и уже привнесены в Правительство.

— В какой момент компании, производящие данную продукцию, должны будут начать маркировать все свои товары в непременном порядке? Предусмотрен ли переходный период, во время которого на полках будут присутствовать немаркированные товары? 

— Запрет на производство и ввоз немаркированных духов должен наступить 1 октября 2020 года, по шинам – 1 ноября 2020 года, по товарам легпрома – 1 января 2021 года. По фотокамерам – 1 октября 2020 года. Добавочно разработанные проекты правил маркировки товаров содержат соответствующие этапы и сроки вступления в силу остальных заявок к участникам оборота, учитывающие отраслевые особенности и сложившиеся бизнес-процессы, в том числе в отношении остатков немаркированной продукции.

— Как вы оцениваете готовность бизнеса к запуску непременной маркировки? 

— Благодаря сложившейся практике проведения добровольных экспериментов по маркировке товаров большая часть товаров этого списка будет продаваться маркированной гораздо ранее. Наиболее активные представители бизнеса уже зарегистрировались в информационной системе в рамках завершающихся в конце ноября добровольных экспериментов. Так, по духам зарегистрировалось немало 600 компаний, по шинам – 350, по фотокамерам – более 120, а по товарам легпрома – более 3 тысяч.

— Какой будет стоимость кода для производителей? Будет использован DataMatrix-код или иной тип кода?

— Стоимость кода маркировки установлена в размере 50 копеек за один код маркировки без учета НДС в соответствии с постановлением правительства, какое было принято в мае этого года. Планируется использовать код DataMatrix как наиболее оптимальный и базовый по этим товарным позициям. В то же пора по шинам предлагается оставить возможность опционального использования RFID-меток в дополнение к DataMatrix-коду при желании отдельных участников базара.  

— Допускаете ли рост цен на данные товары? Возможны ли перебои с поставками товаров, подлежащих маркировке, или их дефицит?

— На постоянной основе на площадке Минпромторга России и «Оператор-ЦРПТ» (оператор информационной системы маркировки — ред.) проводятся заседания проектно-экспертных групп, на каких совместно с участниками рынка прорабатываются основные вопросы маркировки товаров. Мы обсуждаем вопросы, связанные с техническими и бизнес-процессами участников витка, возможности, которые дает маркировка, а также прорабатываем предложения бизнеса по упрощению ведения хозяйственной деятельности. Подобный подход помогает сформировать прозрачные правила, выработать комфортные условия для участников рынка и исключить риски. 

В проекте маркировки есть и «пионеры», какие сразу активно включились в проводимую работу совместно с ведомствами и коллегами по рынку, и те, кто все оставляют на последний момент и не пользуются  возможностью протестировать все процессы в рамках добровольного эксперимента. Симпатично отметить, что большая часть бизнеса занимает все-таки активную позицию в проводимой работе по созданию системы маркировки в областях.

— Как механизм маркировки будет работать для импортеров? Участниками рынка высказывалось мнение, что ряду компаний, поставляющих в РФ продукцию в небольших объемах, будет бездоходно сотрудничать с Россией, поэтому они будут вынуждены уйти с рынка. Допускаете ли вы такой сценарий?

— Товар за пределами Российской Федерации может быть маркирован как на производстве, так и на любой точке транспортировки, сортировки или упаковки товара за рубежом. Заказ оружий идентификации с кодами маркировки осуществляется импортером. Дополнительно импортируемая продукция может быть промаркирована и на таможенных строях до помещения ее под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Кстати, методические рекомендации по проведению экспериментов и разработанные на их основе правила маркировки товаров обсуждались и формировались в том числе совместно с импортёрами.

— Будут ли собираемые ЦРПТ эти о движении товаров платными для компаний?

Принципы регулирования оборота данных в государственной информационной системе мониторинга за витком товаров, подлежащих обязательной маркировке, предполагают запрет на использование данных о движении маркированных товаров в коммерческих заинтересованностях третьих лиц, а также обеспечивают недискриминационный доступ каждого участника оборота товаров к данным, представленным этим участником. Добавочно мы совместно с заинтересованными ведомствами и оператором системы разработали проект постановления правительства о доступе к информации, содержащейся в системе, он уже привнесён в правительство.