МОСКВА, 31 авг — ПРАЙМ. Арбитражный суд Москвы отверг иск «Аэрофлота»AFLT о взыскании с АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), производителя аэропланов Sukhoi Superjet 100, более 576 миллионов рублей, передает корреспондент РИА Новинки из зала суда.
Крупнейшая российская авиакомпания требовала взыскать уроны по договору поставки десяти воздушных судов SSJ100 от 2 июня 2011 года. По суждению истца, ответчик не исполнил свои обязательства по содействию «Аэрофлоту» в получении госсубсидии для компенсации лизинговых платежей за самолеты.
Истец ссылался на постановление правительства от 2002 года, каким для российских авиакомпаний, получающих в лизинг отечественные самолеты, предусматривалась компенсация из бюджета доли лизинговых платежей. Одновременно с договором поставки самолетов «Аэрофлот» заключил соглашение лизинга с «ВЭБ-Лизингом», в связи с чем, по мнению истца, получил право на получение субсидии, при этом ответчик в соглашенье обязался содействовать ее получению. По словам представителя авиакомпании, производитель аэропланов даже взял на себя обязательство компенсировать истцу уроны в случае неполучения субсидии.
Представитель ГСС заявил в суде, что субсидии предоставляются лишь в том случае, если они предусмотрены в бюджете. По его словам, на момент заточения договора лизинга «Аэрофлотом» в бюджете на 2011 год субсидии для него не бывальщины предусмотрены, поэтому «уже тогда было понятно, что получение субсидий невозможно». Кроме того, заявил ответчик, «Аэрофлот» не отвечал установленным правительством критериям для получения субсидий, так как с 2002 по 2010 год не заключал соглашений лизинга.
Представитель ГСС также сообщил, что на первые самолеты SSJ100 не было «излишка потребителей», поэтому они продавались ниже себестоимости и поэтому производитель был вырван пойти на заключение невыгодного для себя контракта с «Аэрофлотом». Кроме того, на заседании в четверг он отметил, что «Аэрофлот» опосредованно получал субсидии сквозь лизинговую компанию, так как бюджет субсидировал лизингодателям ставки по кредитам в банках, на какие они покупали самолеты. Так, по словам ответчика, «ВЭБ-Лизинг» получил по соглашениям с «Аэрофлотом» субсидии на сумму более 2 миллиардов рублей.
Арбитраж Москвы в июле отверг еще один аналогичный иск «Аэрофлота» к ГСС о взыскании около 2,1 биллиона рублей по договору поставки 30 воздушных судов, узнику в 2005 году. То решение не обжаловано. По словам представителя ГСС, оно вступило в легитимную силу.
Президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в которую входит ГСС, Юрий Слюсарь, комментируя судебные разбирательства с «Аэрофлотом», ранее заявил, что компания фактически хватала на себя за государство обязательства по выплате субсидий. По его словам, производители аэропланов не должны нести ответственность за то, что в процессе вступления в ВТО субсидия была упразднена, в связи с чем у «Аэрофлота» образовались выпадающие доходы.
ГСС была образована в 2000 году для создания новоиспеченных образцов авиационной техники гражданского назначения. В настоящее пора основным проектом компании является программа по созданию аэропланов Sukhoi Superjet 100. Регионы продаж — Россия, края СНГ, Китай, Индия, Ближний Восток и Юго-Восточная Азия. Акционерами ГСС являются ПАО «Компания «Сухой» и стратегический партнер — World’s Wing SA (дочерняя компания итальянской Alenia Aermacchi, группа Finmeccanica).