МОСКВА, 28 июн — ПРАЙМ. Возле 71% технологических стартапов в РФ созданы на собственные средства основателей, говорится в изысканье рынка технологического предпринимательства, проведенного при поддержке EY и ФРИИ, «Стартап Барометр 2018».
«71% российских стартапов основаны на собственные оружия, то есть, в венчурной терминологии они не «venture baked» – не финансируются инвесторами. Лишь у 11% есть непрофильный инвестор, у 5% – «бизнес ангел», а у 3% – венчурный фонд», — вытекает из документа.
Средневзвешенный «возраст» стартапов – 3 года (основан в 2015 году). Большинство проектов основаны не одним, а несколькими фаундерами, что сообщает о том, что предприниматели стремятся работать с партнерами. Почти у 40% российских стартапов немало одного основателя, у 29% – более двух. Лишь одна треть опрошенных предпринимателей основали собственный бизнес в одиночку, отмечается в исследовании.
«Мы получили большой разброс ответов (на проблема, в каком сегменте предпочитают развивать бизнес IT-предприниматели – ред.), тем не немного, в лидеры с некоторым отрывом от остальных вышли Marketplaces, FinTech и SaaS (software as a service, программное обеспечение как услуга – ред.). … Сообразно данным «Венчурного Барометра 2017», большинство игроков базара отметило AI/ML (Artificial Intelligence Markup Language, язык разметки для ненастоящего интеллекта – ред.) и Blockchain в качестве предпочитаемых для инвестиций сегментов. А по этим текущего «Стартап Барометра», искусственным интеллектом и блокчейн проектами занимаются не немало 1-2% от всех опрошенных», — указали авторы исследования.
СТАТИСТИКА СТАРТАПОВ
Большинство опрошенных российских предпринимателей живет в Москве (45%), а в Санкт-Петербурге — немного 10% от общего количества. Всего респонденты назвали немало 40 городов – мест дислокации своего бизнеса, но любой из них не занимает более 1-2%.
В предприниматели идут, в основном, люди в году от 26 до 35 лет. Высшее образование имеют более половины опрошенных, два высших – возле четверти, указывается в исследовании. Большинство опрошенных, как оказалось, уже имеют определенный предпринимательский эксперимент: 30% из них перед тем, как основать текущий стартап, уже имели собственный бизнес.
Из корпораций в бизнесмены посунулись 23% и 20% опрошенных (из крупных и средних компаний соответственно), а бывших студентов очутилось всего 8%. Госслужащих среди предпринимателей лишь 7%). При этом 63% фаундеров сознались, что у них уже был негативный опыт, связанный с провалом проекта и закрытием бизнеса: 31% чувствовали неудачу один раз, 33% – более одного раза; не переживали неуспехи 37% опрошенных.
Подавляющее большинство стартапов (50%) есть на стадии разработки продукта. До стабильных продаж добралась лишь около 20% всех респондентов. Самыми важными ресурсами для развития своего бизнеса фаундеры наименовали деньги – так ответили 40% опрошенных.
«Несмотря на рост инвестиций в проекты на ранних стадиях (это демонстрируют последние количественные исследования рынка), денег стартапам все равновелико не хватает. На втором месте – люди (23%), на третьем – необходимые знакомства (17%). А вот дополнительные знания особо никого не интересуют. Лишь 3% опрошенных выбрали этот вариант ответа», — вытекает из исследования.
«По данным опроса, больше половины респондентов находят свой продукт уникальным, возможно, это сигнал к тому, что предприниматели так влюблены в свою разработку, что не готовы трезво смотреть на бизнес и конкурентов. На базаре все еще не хватает амбициозных основателей, многие успокаиваются, построив бизнес с выручкой 2-5 миллионов долларов в год. Российскому же базару нужны супермотивированные предприниматели, которые будут строить крупный бизнес из стартапа», — отметил директор Акселератора ФРИИ Дмитрий Калаев.
Изыскание проводилось путем онлайн-анкетирования основателей российских высокотехнологических стартапов. Итого в опросе приняли участие около 300 предпринимателей – основателей IT-бизнесов. Опрос проводился в марте-апреле 2018 года.