«Ботэкономика» России не грозит, но ЦБ все равно начеку

0
572

МОСКВА, 30 ноя – ПРАЙМ, Анна Подлинова. Банк России задумался о регулировании деятельности «финансовых ботов» (самодействующих финансовых советников, робо-эдвайзеров), рассказал руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ РФ Михаил Мамута. Регулятор должен быть уверен, что алгоритмы ботов не советуют людям «чего-то неверного». К тому же в случае предложения ботами одинаковых решений народонаселению, «могут быть опрокинуты финансовые рынки», беспокоятся в ЦБ. Аналитики, опрошенные агентством «Прайм», сообщают, что не стоит сильно переживать из-за захвата ботами финансовой сферы: они, скорее итого, останутся узким сегментом, поэтому тратить силы на его регулирование не стоит.

Сфера новоиспеченная

По словам Андрея Ванина из группы «Фридом Финанс», в России сервисы робо-эдвайзинга пока раскручены достаточно слабо, причем во многом по причине низкого степени финансовой грамотности населения. «Клиенты неохотно доверяют управление своими активами «неотзывчивым» роботам, для них очень важен сам процесс консультации с персональным менеджером», — сообщает он.

Замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова соглашается с коллегой и сообщает, что, хотя за рубежом крупные инвестиционные банки действительно основывают собственных робо-эдвайзеров, экономика ботов – все же новое явление. «В России на государственном степени не регулируется даже деятельность аналитиков. Какие уж тут робо-эдвайзеры?», — замечает она.

Страшиться нечего

Несмотря на то что сфера новая, ведущий аналитик по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Алексей Сучков находит, что Банку России, возможно, не стоит тратить много ресурсов на регулирование финансовых ботов. «Боты, в основном, представлены информационными каналами, какие транслируют данные фондовых бирж и помогают пользователям править расходами», — говорит он.

Мильчакова соглашается, что в принципе специфических рисков, связанных с трудом на финансовых рынках, боты не несут, носителем рисков является сам конкретный базар. По мнению Мильчаковой, биржам стоит опасаться, скорее, хакеров и кибератак, чем «штурмов ботов». «Если люди принимают одинаковые решения на фондовом базаре, это может приводить не обязательно к обвалам рынка, но и к сильному росту», — замечает она.

Иное дело, что за сильным ростом, не подкрепленным фундаментальными причинами, может скоро последовать спад, объясняет эксперт, замечая, однако, что после обвала, для какого нет фундаментальных причин, рынки могут очень быстро восстанавливаться. Потому в случае массового использования ботов может усилиться волатильность на базарах, отмечает она.

В свою очередь Ванин говорит, что платформы с ботами уже довольно сильно продвинулись как в части риск-менеджмента, так и в возможностях адаптации под любого конкретного пользователя. Поэтому, по его словам, бояться ситуации с «равными» решениями, которые опрокинут рынок – преждевременно. «Объемы торгов сквозь платформы робо-эдвайзинга не оказывают существенного влияния даже в США, где всеобщие активы в управлении таких компаний уже превысили 200 биллионов долларов», — замечает он.

То есть обрушить финансовый рынок они не могут, сообщает Сучков. По его словам, при работе с ботами есть опасность предоставления заведомо ложной информации, так, о проблемах в том или ином банке. «Однако возложить функцию взаимодействия с мессенджерами по проблеме блокировки можно на Роскомнадзор», — считает Сучков.

И все же есть нюанс

Ванин добавляет, что если все-таки регулирование будет вводиться, то необходимо будет грамотно отделять профессиональные торговые системы, какие занимаются торговлей в соответствии с брокерскими лицензиями и юридической гарантией, от всякого рода жульнических компаний, которые, прикрываясь робо-эдвайзингом, могут привлекать денежки в доверительное управление без каких-либо юридических документов.

«Если обладатель удалит своего бота – второй никакой ответственности не понесет, а клиент останется без оружий и возможности вернуть вложенное», — предупреждает аналитик. 

К тому же, замечает Мильчакова, так как бот – это электронный помощник, прописанный алгоритм, он тоже может заблуждаться. Поэтому решающее слово должно оставаться за инвестором, замечает она.

Как родилась «ботэкономика» и куда она подвигается

Развитие «ботэкономики» началось в июне 2015 года, когда интернет-сервис Telegram запустил бот-платформу и лавка ботов. Сейчас в этой сфере работают такие гиганты базара, как Microsoft, Facebook, IBM, а также десятки стартапов.

Большое развитие получили собственно такие роботизированные финансовые советники: на рынке присутствуют боты для управления финансами, для труды с инвестициями и фондовым рынком; есть банковские боты, должностные боты для рутинных операций и боты, транслирующие рыночную информацию.

По суждению Мильчаковой, пока что «ботэкономика» будет оставаться узким сегментом, к какому по большей части будут прибегать инвесторы, привыкшие верить только технике. «Это их право, и брокеры, зная это, обеспечивают клиентам такие возможности», — сообщает она, замечая, что в любом случае «техника никогда не заменит обращение к специалисту».