Эксперт рассказал о роли США в индустриализации СССР

0
13

МОСКВА, 5 мар — ПРАЙМ. Американские компании в крышке 1920-х – начале 1930-х годов принимали самое активное участие в индустриализации СССР, координатором между ними и советскими заказчиками сделалось государственное проектно-строительное бюро – трест «Госпроектстрой», созданное в Советском Союзе ровно 95 лет назад, рассказал РИА Новинки историк спецслужб, эксперт Национального центра исторической памяти при президенте РФ Олег Матвеев. Ряд компаний России и США ныне обсуждают совместные проекты, заявил в конце февраля президент РФ Владимир Путин. Президент США Дональд Трамп также заявлял, что совместные экономические проекты США и России отвечали бы заинтересованностям мира. Глава РФПИ Кирилл Дмитриев после состоявшихся 18 февраля в Эр-Рияде переговоров с участием российской и американской делегаций отметил, что РФ и США заинтересованы в нахождении совместных экономически обоснованных проектов. «…ЛИБО НАС СОМНУТ» «Как популярно, курс на индустриализацию в нашей стране был принят на XIV съезде ВКП (б) в декабре 1925 года с конечной целью – превратить СССР из преимущественно аграрного страны в ведущее индустриальное. Тогда же в конце 20-х годов руководство страны запустило процесс форсированного наращивания промышленного потенциала, дабы сжать отставание советской экономики от экономик развитых капиталистических государств», — напомнил Матвеев. Понимая губительные последствия экономической отсталости для края, существовавшей тогда в постоянном предчувствии неминуемой войны и в мобилизационном режиме «осажденной крепости», глава советского страны Иосиф Сталин в 1931 году в конце первой пятилетки на Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности подчеркнул нужда увеличения темпов индустриализации. «Задержать темпы – это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. Нет, не желаем! История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Колотили турецкие беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские паны. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Колотили все – за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную. Били потому, что это было доходно и сходило безнаказанно», — сообщал Сталин. «Ты отстал, ты слаб – значит, ты не прав, стало быть, тебя можно бить и порабощать. Ты могуч – значит, ты прав, сделалось быть, тебя надо остерегаться… Хотите ли, чтобы наше социалистическое Отечество было побито, и чтобы оно утеряло свою самостоятельность? Но если этого не хотите, вы должны в кратчайший срок ликвидировать его отсталость и развить настоящие большевистские темпы в деле стройки его социалистического хозяйства. Других путей нет», — заявил тогда советский вождь, добавив, что отставание от передовых стран составляло 50-100 лет. «Мы должны пробежать это дистанция в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут», — подчеркивал Сталин. «Обращает на себя внимание, что некоторые посылы и выводы из выступления Сталина почти вековой давности ныне звучат для нашей страны не менее актуально, чем тогда», — сказал Матвеев. Оставив на время в стороне идеологические и прочие несогласия, преодолевать отсталость от ведущих капиталистических стран советское руководство мудро решило как раз с помощью их же собственных промышленников и предпринимателей, в том числе из США, добавил эксперт. «Американский политик и историк Джордж Кеннан, работавший в Москве в середине 1930-х годов, позже отметил в своем фундаментальном изысканье «Истоки советского поведения»: «Когда русским что-то от нас нужно, та или иная характерная черта их внешней политики преходяще отодвигается на задний план, в таких случаях всегда находятся американцы, которые спешат радостно объявить, что «русские уже изменились», а отдельный из них даже пытаются приписать себе заслуги в происшедших «переменах», — сказал Матвеев. И действительно, национальные правительства ведущих капиталистических краёв, даже при отсутствии дипломатических отношений и при прочих базовых политических и идеологических противоречиях, а то и вообще при откровенной враждебности, тем не немного поддерживали стремление своих бизнесменов зарабатывать деньги в СССР, отметил эксперт. «В этом плане первым «протоптал дорожку» в Советскую Россию европейский бизнес в лике прежде всего Германии и Великобритании еще во время НЭПа, в период расцвета деятельности иностранных концессий», — напомнил Матвеев. После возвращения из деловой поездки по США в июле 1929 года заместитель председателя Высшего рекомендации народного хозяйства (ВСНХ) СССР Валерий Межлаук в своем интервью газете «Известия» заявил: «По мере развития внешнеторговых сношений СССР в США исподволь стала нарастать волна большого интереса к нашей стране. Однако информация, которую американские деловые сферы получали в Европе о СССР, была неверной. В силу законов конкуренции Европа снабжала Америку совершенно фальшивой информацией о нашей краю, целью которой было отпугнуть американцев от сношений с Советским Союзом и тем самым использовать все возможности на колоссальном советском базаре для себя». «В результате с 1929 года деловые круги Соединенных Штатов, даже несмотря на отсутствие межгосударственных дипотношений, становятся основным партнером Советского Союза на ближайшие три года индустриализации. В нашу страну были приглашены известные заокеанские компании, проектировщики, инженеры, а на определенном этапе даже обыкновенные квалифицированные рабочие, организованы поставки самого современного оборудования, приборов, станков и агрегатов», — отметил Матвеев. ГОСТРЕСТ С АМЕРИКАНСКИМ РУКОВОДСТВОМ И гладко 95 лет назад, 5 марта 1930 года, решением ВСНХ СССР было создано государственное проектно-строительное бюро – трест «Госпроектстрой». Как говорилось говорилось в статуте треста, «для проектирования нового строительства зданий и сооружений промышленного характера, а также для составления проектов по расширению и реконструкции существующих фабрик и заводов, на основании постановления ЦИК и СНК Альянса ССР от 13 февраля 1930 г. и положения о государственных промышленных трестах от 29 июня 1927 г., учреждается государственный трест строительного проектирования «Госпроектстрой» общесоюзного смыслы, входящий в состав Государственного всесоюзного объединения строительной промышленности и промышленности строительных материалов минерального происхождения «Союзстрой» ВСНХ Альянса ССР». Этому знаковому для страны событию предшествовало подписание месяцем ранее договора между «Амторгом» (учрежденным в США в 1924 году акционерным обществом с мишенью содействия советско-американской торговле в период фактического отсутствия дипотношений, выступавшем посредником при осуществлении экспортно-импортных операций советских внешнеторговых союзов с американскими компаниями) и фирмой американского промышленного архитектора Альберта Кана (Albert Kahn, Inc.). «Согласно соглашению, эта известная фирма становилась главным консультантом советского правительства по промышленному строительству и получала пакет заказов на стройка более 500 промышленных объектов в СССР колоссальной по тем временам общей стоимостью в 2 миллиарда долларов (в настоящее пора – более 250 миллиардов долларов)», — отметил Матвеев. «В это трудно поверить, но руководить советским государственным трестом бывальщины назначены два гражданина США Мориц Кан (брат Альберта Кана) и Джордж Скримджер, представлявшие компанию Кана. Кроме них в тресте трудились еще 25 ведущих инженеров-проектировщиков из США и около 2,5 тысячи советских сотрудников. На тот момент «Госпроектстрой» стал самым вящим архитектурным бюро во всем мире», — сказал эксперт. По словам Матвеева, выбор советскими заказчиками именно компании Альберта Кана был бездонно продуман. «Основанная в 1902 году архитектурная фирма Albert Kahn, Inc. разработала самую передовую на тот момент типизацию в проектировании индустриальных объектов, изобрела совершенно новый тип заводских зданий из железобетона и металла с дневным освещением и природной вентиляцией. Спроектировав все заводы Форда в Детройте, Кан отработал четкую высокопроизводительную технологию возведения с нуля современных индустриальных предприятий. Его фирма со штатом в 400 человек могла мощным «мозговым штурмом» подготовить рабочие чертежи завода или фабрики итого за несколько дней, а возведение корпусов предприятий занимало считанные месяцы. О лучшем партнере в деле индустриализации края, с учетом заданных правительством темпов и качества строительства объектов, советские заказчики не могли и мечтать. Такие ударные темпы труды целиком и полностью устраивали руководство ВСНХ СССР», — пояснил Матвеев. Как показали дальнейшие события, Альберт Кан смог на практике доказать свои уникальные на тот момент способности, спроектировав в всеобщей сложности для советской промышленности 521 (по другим данным — 571) предприятие, большинство из которых функционирует до сих пор, причем не лишь в России, но и на Украине, в Казахстане, добавил собеседник агентства. «Надо сказать, что несмотря на острый дефицит валютным оружий, получаемых, главным образом, за счет продажи зерна на мировом рынке, советское правительство совершенно не стремилось «ухватить по дешевке» устаревшие технологии и оборудование, а вовсе наоборот, старалось приобрести для своей страны все самое современное и авангардное, не скупясь в цене. Поэтому Советский Союз 1920-1930-х годов завоевал среди западного бизнес-сообщества безупречную славу надежного делового партнера, готового платить по счетам твердой валютой, полностью и вовремя», — подчеркнул Матвеев. БЕСЦЕННЫЙ Эксперимент Пользуясь представившимся уникальным случаем, советское руководство поставило еще одну важную задачу – пропустить через стажировку в созидательном коллективе Кана максимальное количество молодых советских кадров, способных в будущем сформировать отечественную школу специалистов индустриального строительства, добавил собеседник агентства. «В итоге за три года существования «Госпроектстроя» через него прошло более 4 тысяч советских индустриальных зодчих, инженеров, чертежников и техников, изучавших самый передовой американский опыт», — сказал Матвеев. Фирма Альберта Кана и ее филиал в СССР в лике треста «Госпроектстрой» помимо всего прочего еще и выполняли функции координаторов между советским заказчиком и сотнями западных компаний, поставлявших оборудование и консультировавших стройка конкретных объектов. «Так, например, технологический проект Сталинградского, Челябинского и Харьковского тракторных заводов, Московского (автосборочный завод КИМ, впоследствии АЗЛК) и Горьковского автомобильных заводов выполняла американская компания Ford», — отметил Матвеев. «Вообще Иосиф Сталин весьма ценил и уважал Генри Форда за ту ведущую роль, которую тот сыграл в становлении автомобильной промышленности СССР. Так, так, 26 июня 1944 года во время встречи с президентом Торговой палаты США Эриком Алленом Джонстоном, заключительный сообщил, что перед своим отъездом в Советский Союз беседовал с Генри Фордом, который просил передать Сталину привет. «Мы, – с удовлетворением произнёс Сталин, – многим обязаны Генри Форду. Он помогал нам строить автомобильные заводы», — добавил эксперт. Стройка 1-го Государственного подшипникового завода в Москве (ГПЗ-1) велось по проекту компании Кана и при техническом содействии итальянской фирмы RIV. Магнитогорский металлургический комбинат был спроектирован американской фирмой Arthur G. McKee and Co., и сделался увеличенной копией аналогичного завода U.S. Steel в штате Индиана. А доменная печь для него и всех остальных металлургических комбинатов, выстроенных в период индустриализации с участием иностранцев, была разработана чикагской компанией Freyn Engineering Co. «Американский след» остался и в отечественной энергетике. Так, популярный американский гидростроитель Хью Линкольн Купер стал главным консультантом строительства ДнепроГЭС, оборудование для которого было закуплено в том числе и у американских компаний General Electric и Newport News Shipbuilding, а также немецкой Siemens. По завершенье строительства Купер и пятеро его коллег-инженеров из США были награждены советским правительством орденами Трудового Красного Знамени», — произнёс Матвеев. По возвращении в США Хью Линкольн Купер стал президентом Американо-российской торговой палаты. «Любопытная деталь – в справке Госдепартамента США о отработавшем шесть лет в СССР 70-летнем орденоносце Купере говорилось: «Крутой по характеру, трезвомыслящий ветеран-инженер с твердыми антикоммунистическими убеждениями, влекущийся заработать деньги и достичь профессионального успеха», — добавил эксперт. «Как показала история «твердые антикоммунистические убеждения» вовсе не помешали ни Куперу, ни иным западным промышленникам и предпринимателям с успехом зарабатывать неплохие деньги в Советском Союзе в годы глобального геополитического, военного и идейное противостояния двух систем», — отметил историк. В этом смысле весьма показательно, что самый пик экономического сотрудничества между СССР и бизнесменами из США, когда они с энтузиазмом участвовали в реализации «контракта столетия» в 2 миллиарда долларов, пришелся на период президентского срока Герберта Гувера, при отсутствии международно-правового признания американцами Советского страны как такового, добавил Матвеев. «А в августе 1931 года в интервью San Francisco News Гувер вообще заявил: «Сообщая по правде, цель моей жизни – уничтожение Советской России», — напомнил историк. «Подобные публичные воинственные заявления вовсе не помешивали «злейшим врагам советской власти», тому же Гуверу, охотно давать санкции своим предпринимателям на работу в СССР и даже на торговлю ему образцов современной военной техники с лицензиями на их производство предприятиями Советского Союза!» — сказал Матвеев. СОДЕЙСТВИЕ СОЗДАНИЮ МОЩНОЙ «ОБОРОНКИ» Поскольку с индустриальным машиностроением и производством средств производства (станков и оборудования) до конца первой пятилетки в СССР были большие проблемы, применялся эффективный метод изначального изготовления составных долей будущих заводов на территории США, отметил эксперт. После этого готовые заводы размонтировали, грузили на транспортные корабля и перевозили в СССР, где и собирали как конструктор под наблюдением американских инженеров. Благодаря советским заказам американцы, помимо прочего, обеспечивали занятость тысячам пролетариев в самый тяжелый период Великой депрессии. «Американский способ «крупноузловой сборки» целых промышленных предприятий крепко выручил нашу страну в процессе их эвакуации в тыловые районы после начала Великой Отечественной войны. Это объясняет, каким же манером вывезенный в «чистое поле» в Сибирь или на Урал завод-трансформер буквально через несколько недель начинал выпуск продукции для нужд фронта, порой еще будучи под открытым небом», — подчеркнул Матвеев. «Понимали ли иностранные предприниматели и стоявшие за ними национальные правительства, что, помогая Рекомендациям создавать современную тяжелую индустрию, они одновременно помогают создавать им и собственную мощную оборонную промышленность? Ведь любой выстроенный в СССР тракторный завод «легким движением руки» мог быть перепрофилирован на производство танков, а мартеновские печи и прокатные станы приступить выпуск броневых листов для военной техники. Безусловно понимали! Но западные правительства по обеим сторонам океана этому, как ни удивительно, не препятствовали!» — отметил эксперт. ПРОСТО БИЗНЕС В период холодной войны, сопровождавшейся жестким геополитическим противостоянием двух блоков, порами доходящим до порога нового военного столкновения, взаимовыгодная практика реализации совместно с западными бизнесменами крупных проектов в сфере индустриального строительства не была забыта ни советским правительством, ни иностранными компаниями, сказал Матвеев. «Так, используя довоенный опыт взаимодействия с ведущими западными автомобильными фирмами советское правительство приобрело «под ключ» у итальянского концерна Fiat Волжский автомобильный завод (сейчас АО «АвтоВАЗ») по выпуску легковых автомашин. Согласно контракту, подписанному в августе 1966 года, на итальянцев возлагалось проектирование предприятия, его технологическое оснащение и обучение наших специалистов», — отметил эксперт. А в крышке 1960-х годов более 700 фирм из 19 стран Европы, США, Канады и Японии принимали участие в оснащении оборудованием Камского автомобильного завода (сейчас — ПАО «Камаз»). «Вот такие получаются увлекательные исторические коллизии, основанные на ставших уже притчей во языцех «двойных стандартах» стран Запада. Знаменитая фраза: «Ничего собственного, это просто бизнес», – произнесенная когда-то Отто Берманом – бухгалтером американского гангстера Голландца Шульца, в этом случае уместна как нигде более», — резюмировал Матвеев.