МОСКВА, 24 апр — ПРАЙМ, Мария Балюк. Федеральная антимонопольная служба каждодневно следит за тем, чтобы конкуренция не нарушалась даже в период пандемии, когда старые проблемы становятся острее. Как меняется полотно в регионах, когда туда приходят крупные агрегаторы такси, кто будет отвечать за предустановку на импортную технику отечественных приложений, и вытянулись ли тарифы на связь с начала самоизоляции, в интервью агентству «Прайм» рассказал замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.
— Недавно ФАС рассматривала сделку по покупке «Яндекс.Таксомотор» активов компании «Везет», однако ходатайство было отозвано. Как известно, в рамках рассмотрения проводился анализ базара такси-агрегаторов. Каковы его результаты?
— Ходатайство «Яндекс.Такси – Везет», поданное 31 декабря 2019 года, было отозвано 30 марта, его рассмотрение кончено.
ФАС проводит анализ рынка услуг информационного взаимодействия пассажиров и водителей такси в соответствии со своим планом: мы соображаем, что такую социально важную сферу необходимо мониторить.
Рынок находится в состоянии роста, который определяется увеличением заказов сквозь мобильные приложения и активности цифровых агрегаторов, в том числе в регионах. Из-за перехода пассажиров к агрегаторам традиционные таксопарки также перебеги на взаимодействие с ними, существенно снизив или прекратив работу собственных диспетчерских.
С 2012 года, после появления агрегаторов, базар пассажирских перевозок такси в разрезе количества поездок ежегодно рос до 100%, постепенно он замедлился, но по-прежнему имеет двузначные темпы. В посредственном по стране в 1 квартале 2018 по сравнению с 1 кварталом 2017 года рост составил 47%, а в 1 квартале 2019 года по сравнению с 1 кварталом 2018 года — 25%.
В основном базар растет за счет объема услуг и долей «Яндекс.Такси» и Uber, а также «Ситимобил». Доля других крупных агрегаторов, таких как «Везет», Gett, «Максим», InDriver либо сокращается, либо не меняется. Во немало регионах за последние два года было зафиксировано существенное снижение доли местных агрегаторов такси и таксопарков. Это потребовано приходом «Яндекс» и Uber и привлечением пассажиров за счет низких цен на поездки, а водителей – за счет увеличенного пассажиропотока и различных стимулирующих мероприятий.
При этом утилитарны все небольшие участники рынка, опрошенные ФАС России, являются партнерами «Яндекс.Такси». Некоторые обеспечивают подключение водителей также к Gett, Uber, «Максим», «Ситимобил», InDriver.
В сегодняшнее время в организации перевозки легковым такси участвуют агрегаторы, лица, владеющие транспортным средством и получившие позволение на перевозку, а также водители. Нельзя сказать, что взаимоотношения этих лиц должным образом урегулированы, о чем свидетельствуют обращения в ФАС линии организаций и объединений.
По данным Высшей школы экономики, несмотря на перераспределение функционала между цифровыми агрегаторами и таксопарками, аналогичного перераспределения чека не случилось: при появлении агрегаторов, на которые приходится около 25% чека, расходы на таксопарк остались на том же уровне, что и ранее. Это означает повышенную нагрузку на водителей таксомотор.
При этом появились новые посредники, предоставляющие услуги «подключения к агрегатору» водителей. Есть вопросы относительно того, участвуют ли должным манером эти посредники в обеспечении безопасности перевозки.
Необходимо дальше развивать правовое регулирования этой сферы с учетом добавочных возможностей цифровых платформ. Мы предлагаем обеспечить разработку нового регулирования сферы пассажирских перевозок такси, учитывающего нынешний уровень развития рынка.
На всех участников должны быть также возложены требования по обеспечению качества и безопасности транспортирования в той мере, в которой это в принципе исполнимо для каждого из них. Так, например, нужно учитывать, что цифровой агрегатор может организовать дистанционный контроль водителя и автомашины, опираясь при этом на централизованные данные о водителях, транспортных средствах и их владельцах, позволяющие принять решение о допуске или недопуске водителя или автомашины на маршрут.
Как инструмент, который даст как возможность исполнения участниками своих обязанностей, так и возможность надлежащего контроля, вытекает рассмотреть вопрос доступа к данным соответствующих информационных систем. Обращаться к ним должны иметь возможность все участники штатского оборота, а также органы контроля и надзора в установленной сфере деятельности.
Например, речь идет о региональных органах воли в области транспорта и информационных технологий, в том числе, при организации контроля безопасности пассажирских перевозок, при реализации программ «Неглупый город», при принятии решений по развитию городской транспортной инфраструктуры и развития общественного транспорта.
— Первый вице-премьер Андрей Белоусов в крышке марта заявил, что агрегаторы доставки еды подняли тарифы на свои услуги. Такое поведение компаний он назвал правонарушением и поручил ФАС разобраться в ситуации. Получила ли ФАС ответы от кого-либо? Как ФАС оценивает ситуацию?
— Принцип работы агрегаторов доставки еды заключается во взаимодействии между ресторанами, предоставляющими готовую еду для заказа и последними потребителями, желающими этот заказа сделать. При этом у агрегаторов нет собственной службой доставки: заказ можно привезти либо силами непосредственно ресторана, либо службой доставки, с которой у агрегатора заключен соответствующий договор.
Стоимость на услуги агрегаторов, оказываемые ресторану, формируется в виде процента от суммы заказа. При этом размер комиссии, взимаемый агрегаторами с ресторанов, колыхается от 6% до 35%, в зависимости от того, совершается ли доставка непосредственно силами ресторана, либо службой доставки агрегатора.
Так, в случае, если ресторан заказывает у агрегатора лишь услуги организации заказа, цена составляет от 6% до 20% от суммы. Если ресторан заказывает услуги организации заказа и доставки, стоимость составляет от 15% до 35%. Если рестораторы самостоятельно выполняют аналогичные работы в сопоставимых условиях, то они несут сопоставимые затраты.
Для конечного потребителя стоимость доставки заказа курьерской службой агрегатора может зависеть от стоимости этого заказа и ресторана, из какого осуществляется доставка.
Согласно сведениям, представленным в начале апреля некоторыми ресторанными сетями, условия услуг организации заказов агрегаторами в 2020 году не менялись, а обстоятельства доставки готовой еды последний раз изменились 1 февраля и после этого тоже не менялись. Агрегаторами также обсуждался проблема о возможности снижения размера комиссий для ресторанов в связи со сложившейся неблагоприятной экономической ситуацией.
— Президент Владимир Путин подмахнул закон, который откладывает на полгода — до 1 января 2021 года — обязательную предустановку российского программного обеспечения на торгуемую в стране электронную технику. Ранее предполагалось, что предустановка будет вводиться поэтапно. Будет ли после вступления закона в мочь предустановка на разные типы устройств такой же поэтапной или ФАС будет настаивать на единовременном начале предустановки? Почему?
— После доработки зачислено решение об одноэтапном вступлении в силу. Этапность была обусловлена готовностью разработчиков ПО и изготовителей сложных технических конструкций реализовывать новые требования. В то же время, в проекте была норма о том, что если нет соответствующего ПО или возможности для его установки, то режим предустановки не будет трудиться. Сейчас, с учетом того, что готовность уже достаточно высока, этапность убрали, но упомянутая общая норма осталась.
Степень готовности добавочно возрастает как раз благодаря тому, что поправки вступят в силу с 1 января 2021 года. Такие предложения звучали на этапе обсуждений, в том числе с учетом ситуации с коронавирусом. Потому, когда обсуждался вопрос внесения изменений по срокам вступления закона в силу, ФАС эту поправку в закон поддержал.
— По какому критерию будут отбираться программы для предустановки? Минкомсвязь, так, предложила использовать уже имеющийся у нее реестр отечественного ПО и уже из него выбирать для предустановки софт по «критериям популярности».
— Конкретные критерии сформулированы в проекте. Они вытекают из поз закона «О защите прав потребителей», из указов президента об основных направлениях государственной конкурентной политики в 2018 – 2020 годах и стратегии информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы.
Производители, как это выходит и в настоящее время, будут в гражданско-правовом порядке заниматься предустановкой приложений, и должны будут позаботиться о том, чтобы эти программы отвечали требованием закона. В частности, речь идет о том, что российским разработчикам ПО должны быть предоставлены условия не хуже, чем для зарубежных коллег, а также равновеликих условий между отечественными разработчиками, если их несколько.
Перечень видов устройств и видов программ, которые на них должны быть предустановлены, будет определяться правительством. При этом перечень конкретных программ, предустановленных на технику, будет вестись на основе уведомлений производителей: они должны будут направлять информацию о избранных продуктах в уполномоченный орган. На основе этих данных и будет формироваться перечень ПО, чтобы было понятно, какое программное обеспечение выбирается для предустановки.
Задача заключается в том, чтобы обеспечить устойчивую схему работы, которая не нарушает действующую бизнес-модель изготовителей сложных технических конструкций. Речь идет о разнообразии форм гражданско-правовых отношений в рамках тех процедур, которая у конкретных производителей СТУ сложилась с разработчиками ПО.
Перечень программ будет публиковаться на сайте уполномоченного органа воли, так его смогут видеть все заинтересованные лица: поставщики, разработчики, пользователи. На данном этапе мы предлагаем, чтобы этим органом сделалась ФАС, но окончательное решение будет принято правительством.
— Кто будет отвечать за предустановку ПО на технику? Ведет ли ФАС переговоры с этими компаниями?
— Изготовители сложных технических конструкций или лица по их поручению. ФАС провел целую серию обсуждений с разработчиками ПО и изготовителями СТУ.
— Кто будет следить за исполнением этой нормы?
— Сообразно проекту, предполагается, что контроль осуществляется тремя органами: ФАС, Роспотребнадзор и Минкомсвязи, каждое ведомство будет реагировать в рамках своей пояса ответственности. Например, если необоснованный отказ в предустановке ПО приведет к ограничению конкуренции, то могут быть возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства. Новоиспеченных полномочий или обязанностей указанных органов власти при этом не возникает.
— Нет ли опасений о сокращении предложения техники в РФ в связи с этим законом или росте цен?
— Таких опасений нет. Можно произнести, что мы уже реализовали «пилотный проект» по предустановке. Так, по делу о нарушении антимонопольного законодательства компания Google была обязана сделать окно выбора для трех предустановленных программ розыска: собственного поисковика, поисковика Яндекса и поисковика Mail.ru. Ни на ассортименте оборудования, ни на сроках поставки новинок на российский базар, ни на ценах это никоим образом не сказалось, но потребители получили возможность выбора, а отечественные разработчики ПО получили равные конкурентные обстоятельства с Google.
— ФАС ранее запрашивала у сотовых операторов обоснования повышения услуг связи на архивных тарифах и намеревалась в кратчайшие сроки завершить проверку на объект соответствия антимонопольному законодательству. Завершен ли анализ?
— Да, анализ завершен. Установлено, что средний рост тарифов на услуги связи составил от 5,44% до 15,1%. Изменения коснулись, в подневольности от оператора, от 9% до 50% абонентской базы, пользующихся преимущественно архивными тарифными планами. При этом происходило выравнивание архивных и отворённых для подключения тарифных планов.
Рост расходов операторов связан с изменениями текущих эксплуатационных расходов, расходов капитального нрава, которые связаны с развитием и модернизацией сетей, а также затратами на исполнение требований закона «О противодействии терроризму» и отдельных законодательных актов РФ в доли установления дополнительных мер, согласно которым на операторов возложена обязанность по хранению трафика своих абонентов на территории России.
При этом рост дохода от повышения абонентских тарифов составил, в подневольности от оператора, от 1% до 2,2% выручки. Такое увеличение сопоставимо или ниже величины роста затрат, необходимых для покрытия возросших льющихся и капитальных расходов, и не содержит признаков монопольно высокой цены.
Реструктуризация тарифных планов была произведена с учетом дат предыдущих репрайсингов и в мишенях приведения к уровню тарифов других групп абонентов. Тем не менее, для абонентов, которых затронула индексация, некоторые операторы предложили непрерывные опции и бонусы, снижающие затраты. Например, безлимитные вызовы внутри сети, дополнительные пакеты интернета, СМС, перенос остатка на вытекающий месяц, кэшбэк и скидки в зависимости от тарифного плана.
Необходимо также учитывать, что емкость технических средств накопления информации увеличивается каждогодне на 15% в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию. Таким образом, исходя из требований действующего законодательства, капитальные затраты операторов связи, а также операционные расходы на обслуживание средств и сооружений связи, необходимых для реализации требований нормативных актов, от года к году будут возрастать. Потому ФАС будет продолжать осуществлять постоянный мониторинг ценовой ситуации на рынке услуг связи.
— С 1 апреля стартовал эксперимент по проекту «доступный интернет», в рамках какого бесплатный доступ предоставляется к 391 сайту и сервису. Согласовывался ли с ФАС перечень ресурсов для «доступного интернета»? Устраивает ли вас перечень? Находите ли целесообразным такой большой объем сайтов, например, есть сайты для дачников? Не приведет ли это к серьезному снижению доходов операторов?
— При разработке проекта постановления у ФАС бывальщины замечания. Они, в частности касались нецелесообразности распространения действия порядка на коммерческие сервисы. Мы предлагали включить только государственные сервисы, но эти предложения они не бывальщины учтены в полном объеме в принятом приказе Минкомсвязи. Мы против того, чтобы в дальнейшем положения распространялись на коммерческие услуги. Мы за то, чтобы они основывали дополнительные возможности для доступа населения к государственным услугам, к базовым культурно-образовательным ценностям.
— Не поступали ли в ФАС жалобы от граждан о снижении качества услуг связи или их удорожании, вводя доступ в интернет, в период самоизоляции?
— ФАС в постоянном режиме держит на контроле ситуацию с ценами на рынках мобильной и фиксированной связи. Роста тарифов с учетом обеспечения возможности перевода народонаселения на дистанционную работу и обучение, а также режима самоизоляции, не зафиксировано.
Проводится анализ данных о росте трафика на сетях связи и нужды увеличения мощности существующих сетей, сроках и стоимости такого увеличения, а также о необходимых мерах со стороны страны для нивелирования последствий от роста трафика для разных категорий потребителей, физических и юридических лиц, в том числе государственных заказчиков.
По итогам анализа данных крупнейших операторов связи, предоставляющих как фиксированный доступ в интернет, так и мобильный, установлено, что произошел рост нагрузки на сети, и на грядущей также прогнозируется рост. При этом строительство сетей осуществляется с учетом современного потребительского поведения, с резервированием каналов. Льющийся рост трафика и прогнозы по его росту не вызывают опасений в связи с плановым наращиванием мощности существующих сетей связи, а также принимаемыми мерами по оптимизации нагрузки на сеть для недопущения роста цен.
Как добавочные меры для недопущения сбоев в сетях связи уже упрощены требования к запуску новых объектов, а всем энергосбытовым компаниям рекомендовано не отключать объекты связи.
Также в связи с возросшей нагрузкой на фиксированных сетях связи поступают обращения граждан о низеньком качестве предоставляемых услуг в случаях, когда к общедомовому имуществу допущен лишь один оператор и нет возможности выбора альтернативного провайдера. В связи с этим находим необходимым ускорить принятие законодательных изменений для упрощения доступа операторов в многоквартирные дома.