МОСКВА, 30 мая — ПРАЙМ. Росстат во вторник известил, что производители в апреле подняли цены на бензин сразу на 13% по сравнению с мартом, и дело не в сезонности, год назад стоимость росла лишь на 4,9%. Этот рост по сути уже перешел на розничные стоимости: в мае, по данным Росстата, они «пробили потолок» и в 41, и в 42 рублевки за литр. Эксперты поясняют, что нефтекомпаниям сейчас просто выгоднее вывозить топливо, а антимонопольная служба (ФАС) выдает все новые предупреждения нефтяникам.
Ускорение роста розничных цен на бензин, какие за две недели резко преодолели отметки в 41 и 42 рублевки за литр в среднем по РФ, происходит из-за того, что относительно недорогие запасы нефтепродуктов, которые участники розничного рынка сформировали несколько месяцев назад, уже израсходованы, пояснялось в обозренье независимого агентства «Аналитика товарных рынков».
Как говорилось в обозренье, нефтепродукты дорожают на российском рынке из-за резкого роста экспортного паритета (т.е. поставки на вывоз выгоднее, чем на внутренний рынок). Он подскочил из-за комбинации факторов: ряд отступлений от первоначального плана налогового маневра в доли роста акцизов на нефтепродукты, рост мировых цен на нефть и нефтепродукты благодаря сделке ОПЕК+, а также недавнее снижение курса рублевки из-за геополитики и покупки валюты на бирже Минфином.
Причем возле 60% цены литра бензина и дизельного топлива в России составляют ровные налоги: НДПИ, акциз и НДС, пояснил РИА Новости президент «Самостоятельного топливного союза» Павел Баженов.
Кроме того, он подчеркнул, что оптовые стоимости растут гораздо быстрее розничных, что свидетельствует о директивном сдерживании цен на АЗС со сторонки государства, и если вертикально интегрированные компании могут частично компенсировать это сдерживание цен за счет иных источников доходов, то у малых независимых АЗС такой возможности нет.
Баженов отметил, что анонсированное правительством РФ снижение акцизов на тонну бензина и дизельного топлива на 3 и 2 тысячи рублей соответственно — безусловно позитивное, однако показавшаяся вслед за этим информация об обсуждении роста НДС на 2% фактически нивелирует это решение.
По его словам, целая отмена акциза, за которую он выступает, могла бы снизить стоимости на бензин примерно на 5 рублей.
РЕЦЕПТЫ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЦЕН
В качестве решения в уложившейся ситуации эксперты снова называют увеличение нормативов биржевых торговель нефтепродуктов для нефтекомпаний (сейчас 10% по бензинам и 5% по дизтопливу). Однако аналитики сообщают о том, что повышение должно быть выше обсуждаемых 15%, потому что этот степень и так фактически сложился.
Глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша находит, что продажа нефти и нефтепродуктов на экспорт сейчас намного выгоднее торговли бензина внутри страны, поэтому для сдерживания цен на бензин нефтекомпании необходимо «вернуть» на внутренний рынок.
«Чтобы вернуть в русло стоимости, чтобы не было так выгодно экспортировать, нужно сделать экспортный паритет сопоставимым с нашими внутренними стоимостями. Для этого надо повысить экспортные пошлины, снизить акциз, рублевка привязать к нефтяным ценам. Тогда все было бы нормально», — произнёс РИА Новости Аркуша.
При этом эксперт признал, что такие меры будет сложно реализовать, потому самым вероятным решением проблемы должно стать жесткое административное давление на нефтяные компании для насыщения базара внутреннего топлива и наращивания объема продаж на бирже.
«Чтобы бензин не дорожал, а дешевел, должны быть повышены экспортные пошлины на нефть и заведены акцизы на экспортируемые нефтепродукты, прекращена частично или полностью практика возврата НДС экспортерам (на сырье и продовольствие первого передела). Только так можно сбалансировать рентабельность торговель на внутреннем и внешнем рынке», — прокомментировал РИА Новости бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Он отметил, что когда всемирные цены на нефть падают, стоимость топлива в России не снижается, но при этом при росте цен на энергоносители бензин дорожает вдогонку за ними. «Парадокс? Нет. Дело в том, что правительство целенаправленно делает так, чтобы как нефть, так и нефтепродукты выгоднее было вывозить, чем продавать на внутреннем рынке. А ведь нефть — наше всеобщей конкурентное преимущество. Внутри страны она должна, как в Америке, стоить недороже, стимулируя развитие экономики и социальный сектор», — пояснил Титов.
В уложившейся ситуации РТС в письме на имя вице-премьера РФ Дмитрия Козака сформулировал ряд предложений по стабилизации цен на бензин. Альянс считает, что для снижения оптовых цен и исключения их роста в будущем необходимо зачислить срочные меры по снижению экспортного паритета, надо повысить поставки моторного топлива на внутренний рынок и объем торговель на бирже. Также РТС выступает за создание одинаковых условий ведения бизнеса розничным структурам отвесно интегрированных нефтяных компаний и независимым розничным трейдерам.
ЧТО Мастерит ФАС
В середине апреля, когда, согласно данным Росстата, посредственная цена на бензин превысила отметку 40 рублей за литр, глава ФАС Игорь Артемьев заявлял, что льющийся рост цен на бензин в РФ носит сезонный характер и в среднем по году не превысит степень инфляции. По словам руководителя ведомства, в ноябре-декабре цены должны упасть.
28 мая служба известила, что выдала предупреждение «Роснефти» из-за снижения компанией объемов торговель нефтепродуктов, что в свою очередь могло привести к росту цен на бензин марок Аи-92, Аи-95 и дизтопливо.
Компании надо выполнить предписание уже к 8 июня. Как отметила ФАС, «Роснефти» надлежит гарантировать производство светлых нефтепродуктов и их устойчивую поставку на внутренний базар в объеме не менее 20% от объема добытой нефти в России. Также, указывает ФАС, компании необходимо гарантировать достаточное предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке путем увеличения производства и снижения их вывоза, предусмотреть недискриминационную реализацию моторных топлив.
Предупреждения регулятора в апреле получали также компании ТАИФ, «ФортеИнвест» бизнесмена Михаила Гуцериева и «Сургутнефтегаз». В феврале ФАС выдавала предупреждение трем компаниям группы «Газпром».