От поисковика до беспилотника: «Яндекс» празднует 20-летие

0
479

МОСКВА, 21 сен — ПРАЙМ. «Яндекс»YNDX, одна из самых технологичных компаний России и интернет-гигантов Европы, на этой неделе справляет 20-летие — 23 сентября 1997 года была представлена поисковая система Yandex.ru.

Сейчас поисковик возделывает до 10 тысяч запросов в секунду, оформляет 25 заказов в минуту, составляет 480 миллионов маршрутов в месяц, повествует о погоде, пробках и переводит почти на сто языков мира.

При этом компания не стоит на пункте и разрабатывает новые технологии. В частности, «Яндекс» с 2016 года трудится над проектом беспилотного автомобиля на основе собственных наработок из районы машинного обучения, компьютерного зрения и навигации. В конце мая интернет-компания выпустила ролик, какой демонстрирует работу инженерного прототипа беспилотного автомобиля.

В четверг «Яндекс» планирует показать прообраз автомобиля президенту РФ Владимиру Путину в рамках его визита в офис компании.

ИСТОРИЯ УСПЕХА

История «Яндекса» завязалась еще в начале 1990-х годов: ее создатели работали в небольшой компании, в какой создавали информационно-поисковые программы.

В 1993 году они придумали наименование, а сама компания «Яндекс» появилась в 2000 году. Среди основателей Аркадий Волож, Илья Сегалович, Елена Колмановская и иные.

В далеком 2000-м команда «Яндекса» насчитывала 25 человек, а все эти помещались на одном сервере. В настоящее время офисы и представительства компании размещены в восьми странах, в том числе США, Китае, Европе. В них работают свыше 7 тысяч человек.

Стоит отметить, что российский поисковый портал показался на год раньше, чем Google. Доля компании на российском поисковом базаре (включая поиск на мобильных устройствах) в августе 2017 года составила 56,2% (по этим аналитического сервиса «Яндекс.Радар»). В июне, по этим Liveinternet, поисковая доля «Яндекса» составила 51,3%. По этим Mediascope, сервисами интернет-компании пользуется около 92% аудитории интернета в российских городах с народонаселением от 700 тысяч человек.

Основной доход российская компания получает от торговли контекстной рекламы — объявлений о продаже товаров и услуг, какие человек искал в поиске. Первый контекстный баннер запустила в 1998 году. В 2002 году «Яндекс» сделался самоокупаемым.

В мае 2011 года было проведено размещение акций на американской фондовой бирже NASDAQ, специализирующейся на высокотехнологичных компаниях. Капитализация компании составляет немало 10 миллиардов долларов. Консолидированная выручка «Яндекса» во втором квартале по US GAAP составила 22,1 биллиона рублей (рост на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года). Скорректированная незапятнанная прибыль выросла на 2% — до 4 миллиардов рублей.

УМНЫЙ Розыск

Летом 2017 года «Яндекс» представил новый поисковый алгоритм, какой ищет подходящие веб-страницы не по ключевым словам, а по смыслу.

Таким манером, поиск учится «понимать», что человек имеет в виду, когда вбивает запрос. Поисковик определяет суть страницы заблаговременно, на этапе индексирования. Благодаря этому количество страниц, какие поиск сравнивает по смыслу с запросом, выросло со 150 документов до 200 тысяч.

Почти все сервисы «Яндекса» используют машинное обучение. В 2009 году компания разработала и внедрила собственный метод машинного обучения — Матрикснет. Для того чтобы сервисы могли верно работать, Яндекс использует десятки тысяч серверов обработки и хранения этих. Самые первые два сервера интернет-компании стояли под ногами у первого системного администратора.

Кроме рядовых граждан технологиями «Яндекса» пользуются сторонние компании для проведения научных изысканий, в том числе в области ядерных разработок и геологоразведки.

НОВЫЕ ЗАДАЧИ

По суждению экспертов, в ближайшее время перед «Яндексом» стоит задача зачислить активное участие в переводе российской экономики на новые технологичные рельсы.

Президент РФ Владимир Путин не раз помечал, что будущее российской экономики — за развитием цифровой сферы, для какой нужна гибкая нормативная база. Также, по его словам, воли окажут господдержку компаниям в сфере IT, деятельность которых имеет межотраслевой эффект.

Воли РФ должны оказывать поддержку таким IT-гигантам, как «Яндекс», и будут быть в тесном диалоге с компанией с целью решения актуальных проблем области и обеспечения кибербезопасности, считает председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин. По его словам, поддержка подобных компаний страной является важным направлением в построении цифровой экономики

Основной задачей для «Яндекса» и отрасли на ближайшее время является цифровизация всех традиционных, офлайновых областей экономики, системы госуправления и жизни общества, борьба за интернациональные рынки и конкуренция с лидерами цифрового мира, считает глава Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко.

«Как я не устаю сообщать – для того, чтобы остаться конкурентным на отечественном интернет-рынке, необходимо размышлять о том, как стать глобальным, международным игроком. Как ни странно это звучит на первоначальный взгляд. И «Яндекс» как раз ярко демонстрирует этот тренд», — помечает эксперт.

«Яндекс — это российский AppleAAPL, пожалуй, только с ними компанию можно сопоставить по уровню инновационности и технологичности», — полагает директор по проектной деятельности Института развития интернета (ИРИ) Арсений Щельцин.

«30 таких компаний-чемпионов, как «Яндекс», целиком бы изменили российскую экономическую реальность, общий уровень существования и доходов в России, переключили бы страну на несырьевой высокотехнологичный вектор развития», — произнёс он РИА Новости.