МОСКВА, 24 окт — ПРАЙМ. Ситуация с запусками ракет семейства «Альянс» осложнилась после произошедшей 11 октября во время старта аварии ракеты-носителя «Союз-ФГ» с кораблем «Альянс МС-10», на борту которого был новый экипаж МКС. Как стало популярно, страховые компании не хотят страховать риски при запуске новоиспеченной ракеты с транспортным грузовым кораблем «Прогресс МС-10», запланированном на 18 ноября.
Середина эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) рассчитывал застраховать пуск на 3,2 млрд рублей, при этом начальная стоимость страховой премии составляла 116 млн рублей. Однако, по этим портала госзакупок, по итогам тендера не было подано ни одной заявки, и его признали несостоявшимся. Если до момента запуска страховщик не будет отыскан, старт «Союзов» с транспортником «Прогресс» и спутником «Глонасс-М» может не состояться.
Рухнувший «Альянс» был застрахован в СК «Согласие». В материалах на портале госзакупок сообщалось, что страховая сумма составляет 4,65 млрд рублей. «Согласие» взяла на себя эти риски за 143,3 млн рублей. Выплата, если ее признают страховым случаем, может сделаться рекордной, сообщили тогда в компании.
В перестраховании участвовал «Ингосстрах», на какой пришлось 25% рисков на общую сумму 1,164 млрд рублей, а также «Альфастрахованиие» и Российская национальная перестраховочная компания (РНПК) с частью около 800 млн рублей.
ОВЧИНКА ВЫДЕЛКИ НЕ СТОИТ
В Кремле прокомментировали ситуацию, заявив, что это дело страховых компаний и госкорпорации «Роскосмос» и сформулировали надежду, что ситуация будет урегулирована. В «Роскосмосе», в свою очередность, заверили, что речь о переносе сроков запуска не идет, проблема со страхованием будет решен.
Представители страхового сообщества и эксперты сходятся во сужденье, что все дело в слишком низких тарифах для этого вида страхования, особенно с учетом частоты ЧП в отечественной астронавтике. За три аварии, произошедшие с конца 2017 года — утерянные попутчики «Метеор» и «Ангосат», а также «Союз-ФГ» — страховые компании выплатят «Роскосмосу» почти 15 млрд рублей.
Сейчас между Роскосмосом и страховщиками есть кой-какое недопонимание того, каким должен быть тариф в этом облике страхования, отметил в этой связи замдиректора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Евгений Шарапов. «Мы видим, что аварии в астронавтике происходят нередко, поэтому страховщики хотят получить адекватную премию за риск какой они, по их мнению, несут. Перестраховщики, без которых в страховании космических полетов не обходится, тоже настаивают на своих условиях», — произнёс он.
РНПК, участвующая в перестраховании рисков подобных запусков, тоже не может трудиться в убыток. По закону они обязаны взять на себя лишь 10% санкционных рисков, все, что вяще – по желанию и возможности. Возможно, некоторые договоренности и будут, но в цельном любой риск в страховании должен быть оплачен адекватно, полагает эксперт.
По словам президента, председатель правления компании РНПК Николая Галушина, компания после серии космических аварий планирует сжать долю своего участия в отдельных российских запусках и существенно повысить стоимость перестрахования. По суждению Галушина, беспокойство в первую очередь вызывает не сумма уронов, а количество страховых случаев и их причины, которые каждый раз новоиспеченные.
Ранее президент Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков Павел Паяцев также высказал мнение, что авария «Союза» может повергнуть к росту тарифов на всех направлениях космического страхования, не лишь на страховании пусков.
СТРАХОВЩИКИ НЕ ХОТЯТ РИСКОВАТЬ
До тех пор, пока проблема с тарифами не урегулирован, страховые компании не готовы брать на себя чрезмерные обязательства. «Мы в цельном воздерживаемся от участия в космических рисках, в том числе из-за роста частоты уронов. Кроме того, сбалансировать портфель по данной линии бизнеса лишь российскими рисками невозможно, для сбалансированного портфеля необходимо участие в общемировых рисках по пускам. Заключительная возможность есть только у нескольких компаний», — рассказал директор по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников.
Сферы компаний-энтузиастов, которые участвуют в подобных рисках, в России узок. Как правило, основной риск берет фронтирующий страховщик и распределяет его внутри этого круга компаний.
С учетом ухудшения ситуации с контролем риска со сторонки страхователя (в т.ч. ухудшение качества) – рынок закономерно отказался от участия в этом риске. Проблемы с качеством продукции не могут не влиять на стоимость страхования, уверен эксперт.
«Со своей стороны, мы вне зависимости от стоимости воздерживаемся от участия, поскольку не готовы рисковать капиталом в тех рисках, какие для нас, очевидно, недостаточно контролируемы», — заключил он.