Spotify хочет вслед за Google попытаться изменить схему IPO в технологической сфере

0
467

МОСКВА, 5 дек — ПРАЙМ. Сервис потоковой музыки Spotify в начине следующего года должен попытаться устранить, пожалуй, самое порядочное препятствие для IPO с того момента, как Google в 2004 году сделалась публичной компанией. Стартапы из Кремниевой долины будут внимательно наблюдать за этим процессом, сообщает Dow Jones.

Фирма Spotify, основанная в Швеции, по сути, изменила и возродила всемирную музыкальную отрасль, убедив около 60 млн подписчиков ежемесячно платить ей в посредственном примерно 7,80 доллара за неограниченное прослушивание звукозаписей сквозь ее приложения. Сейчас Spotify хочет стать публичной компанией линией прямого листинга в Нью-Йорке. В отличие от традиционного IPO, Spotify не будет предлагать акции финансовым институтам линией формирования книги заявок, организованного инвестиционными банками.

Spotify, как и многие технологические перроны, благодаря изобилию венчурного капитала не нуждается в публичных оружиях. Но ей, в какой-то момент, понадобится площадка, где ее многочисленные частные инвесторы, в том числе сотрудники, смогут реализовать свои акции. Эту задачу можно решить с помощью ровного листинга, причем без комиссии за андеррайтинг Уолл-стрит, которая обыкновенно составляет 7% привлеченного капитала. По оценкам специалиста по стартапам SharesPost, экономия составит 300 млн долларов. Фирма полагает, что Spotify стоит от 14,4 млрд до 21,5 млрд долларов.

Впрочем, есть и риски. В рамках традиционного IPO инвестиционные банки пытаются разместить акции среди долгосрочных акционеров. Хедж-фонды, какие нацелены на рост цены акций, им менее интересны. Однако на практике долгосрочные инвесторы могут попросту оказаться предпочтительными клиентами, которые все равно в какой-то момент реализуют акции. Существующие инвесторы, как правило, тоже соглашаются не торговать акции в период ограничения их продажи. Теоретически это обеспечивает определенную степень уверенности обеим сторонкам сделки, а также позволяет банкам определить изначальную стоимость, которая соответствует спросу и предложению.

При обычном размещении акций отмечается «колоссальное проявление неэффективности». Это, по суждению Лиз Байер, основателя консультационной фирмы Class V Group и устроителя размещения акций Google, можно устранить за счет «нестандартного подхода». Тем не немного она беспокоится, что в случае прямого листинга «волатильность в первый день торгов может очутиться еще более непредсказуемой, чем при традиционном размещении. Этот страх может принудить более крупных институциональных инвесторов воздержаться от сделок, пока ситуация не нормализуется». Детали ровного листинга Spotify в окончательном варианте пока не утверждены. Отдельный текущие инвесторы могут выставить на продажу крупные пакеты акций.

Google пыталась привлечь к IPO тонких инвесторов и избежать роста цен в первый день торгов за счет исполнения заявок с поддержкой алгоритма, напоминающего аукцион. Поскольку крупные покупатели «смалодушничали», компания отыскала верное решение и в последнюю минуту снизила начальную стоимость продажи в попытке привлечь их к участию в торгах.

Неудачная попытка Google сломать штамп привела к тому, что технологические компании годами проводили традиционные IPO. Однако сейчас они остро чувствуют потребность изменить сложившееся положение дел. Многое может зависеть от ровного листинга Spotify, включая комиссионные Уолл-стрит за андеррайтинг. Если листинг очутится успешным, то Uber, Airbnb и другие технологические фирмы с потребительским брендом, вероятно, пожелают последовать примеру Spotify.