МОСКВА, 28 авг — ПРАЙМ, Александр Жирнов. Поселок городского образа Иннополис в Татарстане вскоре может стать первым заселенным пунктом Европы, в котором беспилотные автомобили будут использоваться в качестве повседневного транспорта. Договоренность о создании тестовой зоны для передвижения беспилотников подписано между компанией «Яндекс» и правительством республики.
Маршрут движения двух беспилотных автомашин включает пять остановок для посадки и высадки пассажиров вблизи ключевых точек города: университета, медицинского середины, жилого квартала «Зион», а также административно-делового центра имени Попова, где есть офисы «Яндекса» и других компаний.
Пользоваться беспилотниками разрешено совершеннолетним жителям Иннополиса, давшим свое согласие на участие в тестировании. Пора ожидания будет зависеть от спроса на услуги нового транспорта. Допускаются совместные поездки по маршруту. Салон автомашины вмещает до трех пассажиров.
Свое решение создать тестовую пояс решено именно в Иннополисе в «Яндексе» объяснили рядом вин: город является одним из центров российской IT-индустрии, имеет необходимую полноценную городскую окружение, а его жители в большинстве своем – молодые ученые.
В «Яндексе» полагают, что подобные совместные проекты с городскими волями позволят создать необходимую законодательную базу для внедрения технологий беспилотного управления, над какими компания работает с 2016 года. В перспективе – создание беспилотного таксомотор и выход на международный рынок.
Эксперты, опрошенные агентством «Прайм», позитивно оценили проект «Яндекса». Именно с таких тестов, по их суждению, должно начинаться внедрение беспилотного транспорта, имеющего свои особенности и рослые требования к инфраструктуре. В ходе испытаний будет проверяться не лишь техническая сторона вопроса – необходимо также совершенствование матрицы поведения автомашины и разработка соответствующего законодательства для обеспечения его эксплуатации.
Техника готова, не готовы законы и люд
Заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто находит проект «Яндекса» очень любопытным. В настоящее время подобные тесты проводятся во всем вселенной. Недавно стало известно, что в Японии начинают эксплуатацию беспилотных таксомотор. Параллельно идет такой же эксперимент в Сан-Франциско и еще в целом линии городов. Однако ни в одной стране мира еще нет полного законодательства, описывающего все ситуации, какие могут произойти с беспилотниками. Пока законы требуют наличия на водительском месте так называемого контролера, способного в экстренной ситуации взять управление на себя.
Моржаретто подчеркнул, что пока законодательство не может четко установить виновного в случае ДТП с участием беспилотного автомобиля – производитель самого беспилотника, созидатель программного обеспечения или кто-то еще.
«Яндекс» протестирует беспилотные автомашины в Иннополисе
«Поэтому такие тесты будут проводиться во всем вселенной и то, что Россия в этом участвует, очень хорошо. Хотим мы этого или не желаем, но это – технологии пусть не завтрашнего, но послезавтрашнего дня. Надо к этому быть готовым», — находит эксперт.
По мнению специалистов, появление беспилотников в крупнейших мегаполисах планеты можно ожидать сквозь 7-10 лет, сказал Моржаретто.
«К этому надо готовиться. Насколько я ведаю, разрабатываются опытные участки эксплуатации в Татарстане. Такие же участки для испытания грузовых беспилотных автомашин будут в районе новой трассы М11 Москва – Питер», — добавил эксперт.
По его словам, пока это будут затворённые участки, но в перспективе они могут появиться и на самой трассе, какая располагает достаточным количеством полос, а появление на ней людей и звериных невозможно.
Моржаретто подчеркнул, что теоретически уже существуют и автомобили, и контролирующая аппаратура, но пока нигде в вселенной нет полноценной дорожной инфраструктуры для беспилотников. Существуют лишь отдельные ее элементы. Но самое основное, чего не хватает – предсказуемости в поведении обычных людей. Потому проекты, подобные Иннополису, призваны отрабатывать не столько техническую, сколько законодательную базу.
«Можно запрограммировать поведение машины, можно соединить ее в целое целое с дорогой, можно соединить их друг с другом и они будут между собой знаться. Но невозможно предсказать поведение обычного водителя, как он поведет себя в той или другой ситуации. Повернет он поперек дороги или нет. И пешехода то же самое», — пояснил эксперт.
По его суждению, в ближайшем будущем беспилотники будут появляться только в небольших городах на неоживленных или затворённых участках дорог, чтобы была гарантия того, что никто не свертит туда в случае пробки. Обязательно в кабине будет присутствовать контролер.
Моржаретто привел в качестве образца столичное МЦК, где сегодня уже действует система беспилотного управления. В поездах, трудящихся на этой линии, по сути, нет машинистов.
Беспилотник для зимних путей создадут в России
«Об этом мало кто знает. Машинистов там нет, там есть контролер, возложенный по закону. Человек сидит в кабине, но управляет давно компьютер. Это – железная путь, вправо или влево не уйдешь, есть щиты, которые гарантируют, что никто туда не вынесется. В Шереметьево между терминалами ходит подземный поезд без машиниста. Техника готова. Не готовы законы и не готовы люд», — подытожил Моржаретто.
Матрица поведения
Автоэксперт Андрей Ломанов находит проект «Яндекса» в Иннополисе абсолютно правильным. Именно с таких тестов и будет начинаться внедрение беспилотного транспорта, поскольку пока он не совершенно готов выехать на дороги общего пользования. Беспилотники сделаются сначала эксплуатироваться на тестовых участках дорог со специально подготовленной инфраструктурой, где будут неопасны.
«С этого все и начнется: с закрытых предприятий, отдельных маршрутов. Исподволь и другие дороги будут подтягивать под использование беспилотников», — произнёс Ломанов.
Правда, по мнению эксперта, в России с ее просторами и путями на это потребуется не одно десятилетие.
В ходе проектов, подобных Иннополису, разработчики усердствуют проверить и отработать матрицу поведения беспилотных автомобилей, находит Ломанов. Беспилотник все еще не является высокоинтеллектуальной системой, способной адекватно среагировать на любую путевую ситуацию. Если водитель, видя перебегающую дорогу кошку, сделается тормозить, то беспилотник будет использовать свою сложную цифровую систему.
«У него она трудится по принципу «один-ноль». Если кошка уже перебежала направо, он поворотит налево. И наоборот. При необходимости он просто собьет эту кошку, чтобы сохранить существование людей, сидящих в салоне», — пояснил эксперт.
В этом и заключается основная причина отсутствия широкого применения беспилотного транспорта —матрица поведения должна сделаться безопасной, а дороги должны соответствовать ее работе. Технически же сами беспилотники готовы уже довольно давно, подчеркнул Ломанов.
«Мы луноход запустили когда? Он тоже беспилотник и ездил на огромные дистанции», — напомнил он.
Кроме того, после инцидента с беспилотным автомашиной Uber от Volvo, который смертельно травмировал велосипедистку, остро поднялся вопрос законодательной базы, обеспечивающей работу беспилотного транспорта, напомнил эксперт.
«Сделались выяснять, кто несет ответственность. Историю особенно развивать не сделались, предпочли замолчать ее. Но после этого были остановлены многие испытания», — произнёс Ломанов.
По его словам, в случае ДТП с беспилотником очень сложно возложить на кого-либо ответственность за случившееся. Инженер, придумавший матрицу, не может отвечать за аварию – он попросту создал электронно-механическую систему. Производитель автомобиля к этому вообще не имеет никакого взаимоотношения – он сделал движущийся механизм. Компания, которой принадлежит беспилотник, будет сваливать вину на техников, поскольку она только предоставляет услугу. И стряпать законодательство придется очень долго, считает эксперт.
«А ДТП с беспилотниками будет довольно много, как только они появятся на дорогах в полном объеме. Путь – крайне непредсказуемая ситуация. Легко сделать беспилотный аэроплан – у него режим взлета и посадки, а остальное – полет по определенным точкам. А тут – камень на дороге, колесо у другой машины отвалилось», — пояснил Ломанов.
Пока все эти проблемы не будут решены в ходе тестовых испытаний, подобных тому, какое проводит «Яндекс», беспилотников мы на дорогах не увидим, заключил эксперт.