МОСКВА, 26 июл — ПРАЙМ. Законопроект о значимых информационных ресурсах причисляет к таковым IT-компании, которые ориентированы на российский рынок, включая Яндекс и Mail.ru, рассказал автор проекта, член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.
Законопроект о значимых информационных ресурсах для развития информационной инфраструктуры РФ был внесен в Госдуму в пятницу.
«В первую очередность это компании, IT-компании, которые ориентированы на российский рынок, то есть для которых российский рынок является основным. Тут очень важно понимать, вот есть Facebook — международная компания, которая ориентирована на многие рынки, и российский базар является одним из многих. А есть компании, которые занимают большие секторы новой экономики, российской новоиспеченной экономики. Как пример, Яндекс или как пример Mail.ru Group, которые являются значимыми, стратегическими я бы даже сказал, предприятиями для российского IT-рынка», — произнёс РИА Новости Горелкин.
В законопроекте отмечается, что основным владельцем такого ресурса сможет выступать российское юридическое лик или гражданин Российской Федерации. При этом доля иностранного участия в российском юридическом лице ограничивается 20% голосующих акций.
Парламентарий добавил, что такие компании возделывают огромные объемы персональных данных граждан РФ, в частности, платежной системой Яндекса «пользуются миллионы человек».
«Если компания, так гипотетически, решает продать такую систему или часть иностранному собственнику, это напрямую затронет интересы нашего страны. Иностранный игрок фактически получит рычаг воздействия на нашу финансовую систему, это как пример. И все эти сервисы, они будут вырастать, сегодня это в районе 5% ВВП, а завтра, через 10 лет это могут быть совершенно другие цифры, это будет вырастать и дальше», — пояснил депутат.
Сами компании, которые могут попасть под действие законопроекта, отозвались о нем негативно.
Принятие законопроекта о значимых информационных ресурсах в РФ может затронуть экосистему российских интернет-бизнесов, в итоге чего пострадают пользователи, законопроект в текущем виде не должен быть принят, сообщили РИА Новости в пресс-службе «Яндекса».
«В случае принятия законопроекта может быть сломана уникальная экосистема интернет-бизнесов в России, где локальные игроки успешно конкурируют с глобальными компаниями. В результате пострадают последние пользователи. Мы считаем, что законопроект в текущем виде не должен быть принят и готовы участвовать в его обсуждении», — произнесли в пресс-службе.
Реализация законопроекта о значимых информресурсах в текущей версии может привести к дискриминации российских компаний, возделывающих большие данные, считают в «Мегафоне».
«В Мегафоне» сейчас данные российских граждан надежно защищены. Но можем и должны отметить: льющаяся версия проекта «сыровата», а ее реализация в данном виде может привести к дискриминации в первую очередь российских компаний, возделывающих большие данные», — сказали РИА Новости в пресс-службе «Мегафона».
«При этом иностранные интернет-компании, чья деятельность находится вне российской юрисдикции, и так продолжат возделывать данные о гражданах, а российские компании будут в этом значительно ограничены в правах. Это может привести к обвалу формирующегося сейчас базара «Больших данных» в России», — добавили в «Мегафоне».
В Mail.ru Group также высказали мнение, что данный законопроект не может быть зачислен Государственной Думой в текущей редакции. «Mail.ru Group планирует принять участие в обсуждении и уверена, что государство в дискуссии с базаром найдет приемлемый для всех сторон сценарий», — сказали в пресс-службе компании.
«При этом отметим, что на данный момент под контролем российских акционеров есть значительно превышающий контрольную долю процент голосов Mail.ru Group. Следовательно, изменений в существующей схеме владения компанией в любом случае не потребуется — предусмотренная законопроектом правительственная комиссия сможет согласовать нынешнюю структуру. Мы уверены, что этот законопроект не затронет нашу компанию», — добавили в Mail.ru Group.