МОСКВА, 14 мая — ПРАЙМ. Бюджетная система России могла бы добавочно экономить до 68 миллиардов рублей в год, если контрактные взаимоотношения, которые сейчас сложились между заказчиками и частным бизнесом, разболтать на сегмент госзакупок, говорится в докладе «Сектор госзакупок G2G», подготовленном Серединой стратегических разработок (ЦСР).
Российский госзаказ, отмечают авторы изыскания, характеризуется наряду с сегментами «бизнес для государства» (Business to Government, B2G) и «бизнес для общества» (Business to Public, B2P) присутствием особого сегмента, в котором и заказчиком, и поставщиком выступают госорганизации — сектор «страна для государства» (Government to Government, G2G).
В этом сегменте государство в лике уполномоченных юридических лиц само у себя заказывает продукцию и само себе поставляет. Поставщиками по госзаказу становятся министерства, агентства, департаменты органов воли, администрации, казенные учреждения и иные заказчики.
«Если бы контрактные взаимоотношения, которые сейчас сложились между заказчиками и частным бизнесом в доли конкуренции и ценовых скидок, распространить на сегмент G2G, бюджетная система смогла бы добавочно экономить не менее 50–68 миллиардов рублей, или 1% от всеобщего объема ассигнований, направляемых в госзакупки. Кроме того, каждогодне бюджетная система теряет не менее 10 миллиардов рублей на имитацию контрактных касательств. Речь идет о затратах на проведение квази-торгов, подготовку и размещение закупочной документации, непременное обучение специалистов контрактных служб и членов закупочных комиссий и другие формальные расходы», — говорится в докладе ЦСР.
НЕРЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Авторы доклада находят, что взаимодействие участников закупок G2G нельзя признать чисто базарным, основанным на взаимной заинтересованности и экономическом расчете.
«Заказчики в большинстве случаев вырваны заключать контракты с единственным или заранее определенным поставщиком. На основе наших этих, 87% по количеству и 80% по стоимости G2G-контрактов заключаются либо с один-единственным поставщиком, либо по итогам несостоявшихся торгов. При этом и заказчик, и поставщик имитируют предоставление лучших условий госконтрактов», — говорится в докладе.
По этим исследования ЦСР, в секторе G2G работают 95 тысяч организаций, из каких 73 тысячи заказывают и 22 тысячи поставляют продукцию. В год заключается 360–400 тысяч сделок совокупной стоимостью 550–670 биллионов рублей. Четверть контрактов G2G — особо крупные, стоимостью свыше 1 биллиона рублей. Для сравнения, у частного бизнеса доля госконтрактов стоимостью свыше 1 биллиона рублей составляет не более 15%.
«Поставщики G2G начали конкурировать даже с госкомпаниями. Это явление зафиксировано на 25 базарах госзаказа, включая транспортные услуги, услуги по очистке воды и водоснабжению, по сервису зданий и территорий, услуги по производству кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, звукозаписей и изданию музыкальных записей», — говорится в материалах ЦСР.
Неконкурентное распределение заказов, по суждению ЦСР, приводит к деформации рынков и подавляет стимулы для их участников к повышению эффективности труды.
«Подмена свободы договора и добросовестной конкуренции административными заданиями и скрытыми альянсами негативно воздействует на участников контрактных отношений и становится причиной недобросовестного поведения и негативного отбора. Близоруко считать, что легче не втягиваться в кропотливую профессиональную работу с базаром и заключить контракт со «своими» структурами. Подобные тактики не устраняют базарных искажений, только усиливая деформацию. Равновесные контрактные взаимоотношения вносят фундаментальный вклад в укрепление рыночных институтов и формирование внутренних драйверов экономического роста и технологического обновления», — говорится в докладе ЦСР.
ВЫХОДЫ ЕСТЬ
Авторы доклада видают по крайней мере два выхода из ситуации. «Там, где рыночные механизмы не трудятся, надо выстроить административную вертикаль с неукоснительным соблюдением заявок госзаданий», — считают они.
По мнению ЦСР, нужно исключить возможность коммерциализации исполнения возложенных на организации сектора госуправления публичных полномочий, заменив контракт на муниципальное задание, выделяющееся от контракта обязательностью выполнения, директивным определением состава и размера финансового обеспечения, особым распорядком налогообложения и отчетности.
В то же время там, где сложился рынок или существуют положительные предпосылки для его формирования, госорганы должны стремиться к полноценным контрактным касательствам с частным бизнесом.
«Рыночная трансформация возможна в поставках пищевых продуктов и кейтеринге, где поставщики-G2G заключают в год контракты всеобщей стоимостью не менее 24 миллиардов рублей; строительстве административных домов, вокзалов и иных гражданских объектов — около 100 биллионов рублей; предоставлении складских и вспомогательных транспортных услуг — 30 биллионов рублей», — говорится в докладе.
Изменения должны затронуть и иные рынки. «На наш взгляд, нужно сократить возможность свободной, беспрепятственной коммерческой деятельности государственных организаций на базарах стандартной, готовой продукции. Исследование показало, что сейчас госорганизации закупают у госорганизаций даже бумагу и изделия из бумаги на сумму 1 биллион рублей в год, а также гостиничные услуги — более 2 миллиардов рублей», — поясняют авторы доклада.
По их суждению, хозяйственная деятельность госсектора должна последовательно сжиматься до зон «крахов рынка».
«Они возникают, к примеру, там, где существуют инфраструктурные ограничения для конкуренции, а также в тех сферах экономики, в какие не инвестирует бизнес. При этом нельзя допускать, чтобы, предоставляя социальные блага, госорганизации извлекали коммерческую прибыль и препятствовали выходу на базары частных фирм. Кроме того, следует запретить заказчикам заточение контрактов на коммерческой основе с собственными подведомственными учреждениями», — отмечается в докладе.
«По нашему суждению, проблема госсектора госзаказа должна стать предметом безотлагательных управленческих воздействий. Выход организаций госсектора на базары госзакупок не может носить стихийных характер, как это имеет пункт в настоящее время. Ожидание, что государственные организации способны заменить базар и разрешить объективно имеющиеся рыночные проблемы и провалы — иллюзорно», — заключают авторы доклада.