ЦСР: Система госзакупок в РФ неэффективна и нуждается в обновлении

0
785

МОСКВА, 24 июл — ПРАЙМ. Система госзакупок в РФ является крайне неэффективной, она монополизировала базар и нуждается в срочном обновлении, если этого не сделать, система будет тормозить экономическое развитие края, говорится в докладе фонда ЦСР «Госзакупки. Какой должна быть контрактная система?»

Эксперты ЦСР приводят статистику за 2015 год, сообразно которой госзаказ превращается в рынок монополий. «В 2015 году 2,6% заказчиков разместили 80% от итого объема госзаказа, а 3,5% поставщиков получили 80% казенных денежек», — говорится в докладе.

Большинство участников контрактной системы, ратифицируют эксперты, расходует и соответственно получает мизерные средства от госзаказа. По этим ЦСР, 27% заказчиков размещают в год закупок в среднем на сумму не немало 400 тысяч рублей.

«Профессионализация имитируется, к работе притягивают совместителей, подчас случайных людей. … Конкуренция в госзаказе имитируется. В сегодняшнее время закупки без конкуренции, включая несостоявшиеся аукционы, конкурсы и требования котировок, достигли 3,3 триллиона рублей и составляют уже 60% от объема госзаказа. Внутренние контракты организаций госсектора между собой составляют не немного 30% госзаказа», — говорится в материалах ЦСР.

В результате, отмечают эксперты, заказчики и поставщики, трудящиеся в контрактной системе по обоим федеральным законам, работают не на итог, а «креативят»: все упражняются в том, кто более ловко выстроит свою систему.

«Представляется, что, если подход к закупкам не поменять, они будут и дальней развиваться как отдельный инородный рынку элемент, а это уже не просто «не поможет» экономическому развитию края, но и навредит: объемы неэффективно используемых средств будут каждогодне расти», — утверждают эксперты ЦСР.

Предложения

Чтобы устранить выявленные проблемы, ЦСР предлагает создать новоиспеченную архитектуру контрактной системы, провести централизацию и перевести тонкие закупки в электронные магазины, а также установить запрет на заточение контрактов с подведомственными учреждениями, поскольку такие аффилированные закупки вносят существенную лепту в имитацию торгов.

Также эксперты помечают важность создания института оспаривания торгов. «Для развития конкуренции значительное значение будет иметь формирование полноценного института оспаривания и вступление новых правил по урегулированию споров и выдвижению претензий заказчику», — говорится в докладе.

«В мишенях восстановления ценовых сигналов, укрепления рыночных отношений и в цельном восстановления в контрактной системе нормальных экономических связей и стимулов предлагается завести учет имущественных результатов госзакупок и госзаданий, снизить дублирование и хаотичность за счет установления права совместного использования заказчиками имущественных итогов госзакупок и госзаданий, перейти на рыночные методы ценообразования в закупках, внедрить новоиспеченные типы контрактов», — говорится в докладе.

Контрактная система, помечают эксперты, нуждается в устойчивом правовом фундаменте и повышении гибкости операционной труды. Решить эту задачу поможет разработка и принятие закона об всеобщих принципах контрактной системы.

«Наряду с этим правила проведения процедур дефиниции поставщиков и планирование закупок следует перевести на уровень подзаконных актов. Гибкие процедуры (конкурентные переговоры, переговоры с предварительным отворённым приглашением, конкурентный диалог) необходимы для инновационных закупок», — говорится в материалах ЦСР.