АФИНЫ, 20 авг — ПРАЙМ. Греция завершает восьмилетнюю одиссею – 20 августа край выходит из запущенной в 2010 году программы финансовой поддержки. Программа была призвана урегулировать греческий долговой кризис, недосуг поставивший под вопрос само существование еврозоны.
Тройка интернациональных кредиторов выделяла деньги Греции под низкий процент с условием, что она будет коротать жесткие реформы, политику экономии. Внешняя финансовая поддержка Греции сделалась самой длительной помощью, оказываемой странам еврозоны после интернационального финансового кризиса. Всего за восемь лет Афины в рамках трех программ поддержки получили более 240 миллиардов евро по низким ставкам.
Программы поддержки в Греции называют «меморандумами» и отношение к ним самое негативное – край вынуждена была отказаться от части суверенитета ради спасения экономики и коротала тяжелейшую политику затягивания поясов. За годы кризиса ВВП сократился немало чем на 25%, безработица выросла до 25%, уменьшились на 40% доходы народонаселения.
Немедленно вывести страну из программы помощи было предвыборным словом лидера партии Коалиция радикальных левых СИРИЗА Алексиса Ципраса в 2015 году. Но выход заволокся на 3,5 года, и на посту премьера Ципрас вынужден был подмахнуть еще один, третий, меморандум.
Сейчас Ципрас заявляет, что выход будет «незапятнанным» — не будет никаких новых обязательств жесткой экономии, Греция сможет самостоятельно финансировать свои нужды на интернациональных финансовых рынках, без кредитов МВФ или стабилизационных фондов еврозоны.
Правительство Греции именует завершение программы помощи историческим событием.
«Кризис закончится с выходом Греции из программы бюджетной корректировки в августе», — заявлял Ципрас.
В экономике, подлинно, есть ряд положительных изменений – уменьшилась с 25% до 20% безработица, есть небольшой экономический рост при том, что краю удалось добиться сокращения расходов и получить первичный профицит бюджета.
Однако госдолг растет, ситуация в производстве тяжелейшая, и невесть, надолго ли хватит «подушки безопасности», набитой деньгами от заимодавцев. Страна на десятилетия остается под надзором кредиторов, которые любые три месяца будут проводить оценку ситуации.
Помимо этого, в соответствии с ранее зачисленными обязательствами, в 2019-2020 годах предстоят новые сокращения пенсий и повышения налогов.
Сейчас госдолг превышает 345 биллионов евро, и его погашение затянется до 2060 года.
«ДЕНЬГИ Есть!»
Греция стала жертвой глобального кризиса и своей финансово-экономической политики, и в итоге не смогла самостоятельно обслуживать свой долг и получать заемные денежки на финансовых рынках. Афины 23 апреля 2010 года официально адресовались за финансовой поддержкой к Евросоюзу и Международному валютному фонду. Совокупный долг Греции превысил 300 биллионов евро, причем только в 2009 году страна ссудила около 80 миллиардов евро, или 30% ВВП. Бюджетный дефицит составил рекордные для еврозоны 13,6% ВВП.
О том, что надвигаются новые времена, грекам сообщил премьер-министр Греции Йоргос Папандреу. С телеобращением он выступил с острова Кастелоризо в Средиземном море, самой восточной точки греческой территории, под пение птиц на поле местной гавани, застроенной традиционными особняками, с качающимися у причалов яхтами.
Несколькими месяцами ранее он заявлял в предвыборных выговорах, что «деньги имеются», важно лишь правильно распорядиться ими.
На внеочередной встрече в Брюсселе 2 мая 2010 года министры финансов 16 краёв еврозоны утвердили пакет финансовой помощи Греции со сторонки ЕС и МВФ в размере 110 миллиардов евро. Из них 80 миллиардов евро согласился взять на себя Евросоюз, в том числе возле 22 миллиардов евро — Германия, крупнейшая экономика еврозоны. В мена на финансовую помощь Греция обязалась проводить жесткую политику экономии государственных оружий — сокращение, замораживание заработной платы, повышение пенсионного года, повышение налогов, что обернулось для страны волной забастовок, массовых акций протеста и непорядков.
В октябре 2011 года главы государств Евросоюза и еврозоны в два этапа согласовали измененный другой пакет спасения Греции от дефолта. План предполагал до 100 биллионов евро финансирования из официальных источников, а также добровольное вовлечение частных инвесторов.
Спасением Греции края еврозоны занимались потому, что цена дефолта и ее выхода из евро очутилась бы гораздо выше, чем расходы на продолжение помощи. По оценке греческих экономистов, Grexit обошелся бы в триллион евро. Дефолт повлек бы за собой финансовый кризис в Европе.
ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА
К 2015 году доходы народонаселения сократились на 40%. Правительство отменило 13-ю и 14-ю зарплаты, сократило жалованье работников госсектора и пенсии пенсионеров, урезало затраты на медицину, повысило налог на добавленную стоимость.
На волне недовольства народа и под популистскими лозунгами к воли в январе 2015 года пришло правительство Алексиса Ципраса — первое левое правительство в Европе. Ципрас обещал немедля выйти из меморандумов, вернуться к социальной политике, справедливо распределить гнет кризиса, заставив платить за него и богатых.
На переговорах с заимодавцами новая власть заявила, что Греция рассчитывает на списание и реструктуризацию доли долга. Новый министр финансов Греции Янис Варуфакис заявил, что Афины не намерены сотрудничать с «тройкой» заимодавцев (ЕС, Европейским Центробанком и МВФ). Харизматичный профессор экономики оказался нехорошим переговорщиком – Варуфакис испортил отношения со всеми министрами Еврогруппы, а его провальные переговоры с заимодавцами, по оценкам оппозиции, обошлись Греции в 100 миллиардов евро.
Ципрас обвинил заимодавцев в шантаже и после очередных неудачных переговоров назначил на 5 июля 2015 года национальный референдум о принятии условий финансовой поддержки.
Каждое заявление греческого лидера в те дни потрясало финансовые базары и биржи. Впрочем, как и немецкого министра финансов Вольфганга Шойбле, предлагавшего преходяще исключить Грецию из еврозоны – на период выхода из кризиса. Многие экономисты находят, что выход из евро и возвращение к драхме были бы лучшим вариантом для края.
Несмотря на положительные для него итоги референдума, Ципрас под угрозой финансового удушения края и коллапса экономики согласился подписать третью программу поддержки объемом 86 миллиардов евро и сменил харизматичного министра финансов на практичного.
Трехлетняя программа вступила в мочь 20 августа 2015 года.
СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Новоиспеченный меморандум предусматривал 450 предварительных условий, без выполнения каких Греция не могла получить очередные транши кредитов. Итого же за время действия программ стране пришлось выполнить немало тысячи требований кредиторов.
Называющее себя радикальным левым, правительство продолжило неолиберальную политику и во многом затмило в этом правых.
Наибольшие сокращения коснулись социальной сферы. С 2010 года пенсии урезались полтора десятка раз. Бывальщины отменены некоторые льготы по инвалидности. Имущество должников сделались продавать с аукционов. Приостановлено действие коллективных трудовых соглашений. Ограничены забастовки на предприятиях.
Примечательно, что Греция отказалась от доли суверенитета, согласовывая практически все действия во внутренней политике, а меморандумы предусматривали, что Хартия основных прав ЕС не работает в Греции, если она касается реформ.
Предусмотрено и новое снижение пенсий с 2019 года и их замораживание до 2023 года. Сокращение пенсионных расходов надлежит дать бюджетную экономию в размере 1% ВВП в год.
Помимо этого с 2020 года предстоит снижение порога необлагаемых налогом доходов, что, по подсчетам генерального казначейства, также сэкономит 1% ВВП, или 1,92 биллиона евро.
Впрочем, премьер Греции обещает меры поддержки наименее защищенным слоям народонаселения за счет дополнительных доходов бюджета.
Меморандум предусматривал проведение массовой приватизации.
Бывальщины проданы порт Пирей, 14 аэропортов на самых популярных у туристов курсах, территория бывшего аэропорта Эллиникон в Афинах, предстоит распродажа энергетических предприятий и электрокомпании DEI. Сейчас создан «суперфонд» приватизации, в какой передаются активы всех госпредприятий на 50 миллиардов евро.
Греция обязана хранить первичный профицит бюджета в 3,5% ВВП до 2022 года и 2,2% ВВП в посредственном с 2023 до 2060 года. Это тяжело сказывается на перспективах роста.
ПЕРСПЕКТИВЫ
По этим Минфина Греции, на 30 июня общий государственный долг края составляет 345,38 миллиарда евро. На 31 декабря 2017 года он был 328,7 биллиона евро. По итогам третьего квартала долг вырастет еще вяще – на днях Греции были выделены 15 миллиардов евро, из каких 9,5 миллиарда предназначены для пополнения «подушки безопасности». Ожидается, что долг составит 357-358 биллионов евро. Впрочем, до конца года планируется погасить репо на 23 биллиона евро.
По данным МВФ, в 2018 году госдолг составит 188% ВВП вместо 182% в 2017 году.
Ситуация в греческой экономике улучшается, она растет пятый квартал сряду, позитивные изменения есть и в финансовом секторе, но необходимо продолжать реформы, уверены экономисты.
Решительным свидетельством того, что греческая экономика преодолела кризис, сделается устойчивое возвращение греческого государства на рынки международных правительственных облигаций. Заключительные события — недавний политический кризис в Италии и последовавшее за ним увеличение доходности греческих государственных облигаций — показали, что экономика Греции по-прежнему ранима. Резкое увеличение затрат по займам может подорвать как ход роста экономики края, так и обслуживание государственного долга.
В МВФ считают, что в случае проблем потребуется очередное облегчение долгового бремени.
Задания ДЛЯ ЕВРОЗОНЫ
Восьмилетняя эпопея Греции показала неспособность еврозоны и Евросоюза в цельном реагировать не кризисы, давать правильную оценку и принимать решения.
Это признали и европейские воли. Кризис в Греции был столь длительным в том числе и потому, что его глубина была недооценена в начине, у ЕС не было ни компетенции, ни инструментов, не говоря уже о политической культуре, для управления ситуацией, бывальщины и задержки в принятии решений со стороны еврозоны ввиду сложности этого процесса, заявил накануне журналистам еврокомиссар по экономике и финансам Пьер Московиси.
Греческий кризис выявил неэффективность координации финансовой политики в рамках ЕС и сделался причиной реформ в еврозоне. Меняется вся архитектуры еврозоны.
По суждению многих экономистов, Греции выписали неверный рецепт реформ – вместо поддержки и стимулирования экономики шло ее удушение налогами, вместо поддержки спроса его давили.
НОВАЯ СТРАНИЦА
На последнем этапе Еврогруппа помогла Греции подготовиться к выходу из программы – 21 июня было разрешено облегчить условия предоставления госдолга, предоставить средства для буфера на первоначальный период.
Так что на следующий день после заседания Еврогруппы премьер Алексис Ципрас впервые показался на публике в галстуке, который он обещал носить после позволения проблемы с госдолгом страны.
«Страна входит в новый этап, когда на смену аскетизму приходит социальная справедливость, на пункт неопределенности — демократия, на место неопределенности — стабильность и доверие», — заявил он.
По его словам, Греция опять является «нормальной страной», она «восстанавливает политический и экономический суверенитет».
Ципрас заявил, что реформы будут продолжены, но сейчас у правительства есть возможность самому выбирать политические инструменты для достижения мишеней.
От того, как нынешнее правительство справится с социальными и экономическими проблемами без внешней финансовой поддержки, зависят его перспективы остаться у воли после истечения полномочий осенью 2019 года или в случае досрочных выборов.